Подумывать о заморозке Сергей стал в конце XX века, когда узнал об основателе крионики Роберте Эттингере, написавшем книгу "Перспективы бессмертия".
- Идея крионистов основана на замораживании до сверхнизких температур. Любой объект, погруженный в жидкий азот, принимает температуру минус 196 градусов. В таком состоянии биологические ткани могут сохраняться десятки миллионов лет. После смерти человек еще сохраняет долговременную память и личность минимум несколько часов. В это время есть шанс заморозить его мозг так, чтобы в будущем его можно было перезапустить, - уверяет Некрасов.
После заморозки профессор хотел бы проснуться лет где-то через 200. Интересуюсь, где бы мечтал очутиться.
- В Москве. Ну кому мы нужны в Париже? Россия - наша страна, мы здесь свои.
Почему именно через 200, а не 100 лет? По расчетам математика (он анализировал результаты оживления мозга животных с 1952 года), именно тогда почти каждая разморозка будет удачной, а медицинские технологии продвинутся настолько, что позволят и воскресить человека, и вылечить болезни из прошлой жизни.
- Меня часто спрашивают, как вы решились на такой смелый шаг - заключили договор о заморозке? Какое ж в этом геройство, - скромно улыбается Сергей и объясняет, что сегодня вернуть к жизни человека после заморозки невозможно, поэтому пациента крионируют после смерти. Иначе это было бы убийством.
О фантастических возможностях крионики Сергей часто беседует со своими коллегами из Южно-Российского государственного политехнического университета (бывший НПИ). Пока сторонников у него мало. Один коллега, профессор химии, кстати, долгожитель, посоветовал выбрать классический способ продления жизни - заниматься физкультурой.
- Он мне сказал, что прожил хорошую жизнь, у него семья, внуки, награды всякие за вклад в науку, и этого достаточно. Вскоре после нашей беседы профессор умер. Но у меня есть и последователи. С завкафедрой информационно-измерительной и медицинской техники Николаем Горбатенко думаем над тем, как создать в нашем вузе крионическую точку. Ведь Новочеркасский политех - кладезь выдающихся ученых. Почему бы их мощный потенциал не сохранить для будущего? Нас вроде и поддерживают, но пока непонятно, осуществится этот проект или нет. Есть некоторые нравственные аспекты, - признается Сергей.
- Доктора наук и академики не хотят жить вечно?
- И это тоже, но многих отпугивает мысль, что можно заморозить только мозг, а не целиком всего себя. Дело в том, что это будет стоить 15 тысяч долларов, а все тело - намного дороже. Я накопил деньги и заключил контракт крионировать только голову. Верю, что описанное в фантастическом романе советского писателя-фантаста Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" вполне может стать реальностью через какое-то время.
Уловив мой скептический взгляд, Некрасов (а не его голова) подкрепляет свой рассказ научными фактами.
- Способ вернуть к жизни отдельные органы и организм ученые искали долгое время. В 1928 году это удалось советскому ученому Сергею Брюхоненко. Голова собаки, отделенная от тела, жила своей жизнью, питалась из шланга, демонстрировалась на Всемирном медицинском конгрессе, где укусила одного из любопытных биологов. В 40-х годах прошлого века был снят документальный фильм о работах Брюхоненко "Эксперименты по оживлению организма".
На фоне монументального здания главного корпуса института с колоннами и парадной лестницей чудаковатый профессор кажется особенно хрупким. Не внял совету химика побольше заниматься физкультурой. Впрочем, Некрасов считает, что в будущем ему не понадобится собственное тело.
- Думаю, можно сконструировать тело, какое захочешь. В 1979 году я прочитал фантастическую повесть про необыкновенно умные кибернетические тележки, работавшие на всяких аэродромах и ядерных полигонах. А так как головной мозг модернизируют на основе электроники и микротехнологий, для его передвижения нужен вездеход, примерно такой, как эти тележки.
- Большинство людей, особенно женщин, мечтают о средстве Макропулоса, но у вас мечта вылилась в деловой контракт. Что в нем, если не секрет?
- Расскажу о самых основных договоренностях. Во-первых, немедленно при наступлении критического состояния криопациента заказчик или его представители обязаны уведомить исполнителя об этом.
Если криопациент находится за пределами Москвы, его представители обязаны организовать перевозку тела с соблюдением требований и сроков, указанных исполнителем, включая соблюдение температурного режима и оформление необходимых справок и иных юридических документов. Криопациент помещается на криохранение в криостат - контейнер, заполненный жидким азотом. Клиенты платят за заморозку и хранение.
По словам Валерии Прайд, директора единственной в России организации, занимающейся крионикой, во сколько обойдется разморозка в будущем, никто не знает.
- Поэтому мы развиваем параллельные бизнесы, привлекаем спонсоров, создаем, как в США, фонд оживления. Думаю, безумно дорогой эту услуга спустя полвека не будет. Банальная медицинская процедура, - считает Валерия.
В конце мая в России было заморожено тело жительницы Грузии. Она стала 60-м криопациентом отечественной клиники. На будущее компания заключила 500 контрактов. Кроме того, заморожены 27 питомцев: кошки, собаки, одна шиншилла, щегол и две синицы, которые принадлежали разным людям.
Чаще всего заключают контракт мужчины от 23 до 47 лет с высшим техническим образованием.
В мире на посмертной заморозке людей специализируются несколько компаний: по одной - в Китае и Австралии и четыре - в США.
Первым на планете добровольцем, согласившимся бесплатно крионировать свое тело, стал 73-летний профессор психологии Калифорнийского университета Джеймс Бедфорд. Его заморозили 12 января 1967 года в городе Глендейл, Калифорния. У Джеймса Бедфорда был рак.
В 1991 году его переместили из запаянной капсулы в новый криостат. Анализы подтвердили, что все это время поддерживалась необходимая температура, состояние тела не изменилось, признаки разложения отсутствуют.
Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Ростовского медуниверситета Яков Хананашвили:
- Поможет ли крионика сохранить человеку жизнь после смерти? Организм и человек - это два разных понятия. Если применительно к организму, то в ближайшие десятилетия применение крионики, думаю, этот вопрос поможет решить. Ведь уже сегодня эта технология достаточно широко и успешно используется применительно к отдельным органам, тканям и клеткам. Но вот сохранятся ли личность человека и его индивидуальность, для меня это сомнительно. Помните, был такой фильм "Замороженный" с Луи де Фюнесом в главной роли. Его героя разморозили спустя 50 или более лет. Его органы и системы работали нормально, но как личность он не смог адаптироваться в новом обществе. Можно ли восстановить мозг после глубокой заморозки? Да, и это подтверждают эксперименты с мозгом животных. И опять же, что считать основой для оживления? Если возобновление биоэлектрической активности мозга, то она восстанавливается. Но насколько такой мозг может проявлять свои психические функции? Останутся ли воспоминания из периода до заморозки? Животные нам об этом не рассказывают.