Собравшаяся в шатре публика от души потешалась. К концу аттракциона вокруг "земного шара" бегали три человека: голландец, француз и представитель Индии, шорты которого были уже сильно попорчены раздавленными яйцами. В итоге он и победил в этом странном соревновании, устроенном накануне старта самой крутой кругосветной яхтенной гонки в мире - Golden Globe Race, "Золотой глобус".
И ведь как символично, подумали при этом зрители, именно их - могучего голландца Марка Слэтса, 73-летнего француза Жан-Люка Хеда и смуглого индийца Абилаша Томи -- эксперты называют главными претендентами на победу в кругосветке. Только соревноваться им придется не в потешной игре, а на просторах трех океанов, без всяких зрителей и без любой поддержки извне.
Автор проекта GGR-2018 житель далекого островного королевства Тонга и тоже великий яхтсмен Дон Макинтайр взял за шаблон ту гонку, которая началась ровно 50 лет назад, в ней стартовали девять смельчаков, но до финиша спустя 312 дней добрался только один - Робин Нокс-Джонстон. Это была первая в истории безостановочная кругосветка - никаких контактов с людьми и кораблями, никаких заходов в порты, только ты и океан. А учитывая, что тогда не существовало спутниковой связи и навигации, цифровых технологий и еще много такого, что теперь сильно упростило нашу жизнь, то можно смело говорить: Робин совершил настоящий подвиг, высоко оцененный тогда не только Британией, но и всем остальным миром. Достаточно сказать, что его книга о первом "Золотом глобусе" издавалась множество раз в десятках стран, в том числе в СССР и России, а королева удостоила Нокс-Джонстона рыцарского звания.
И теперь, спустя ровно полвека, яхтсменам предложено повторить тот же путь и на тех же условиях: секстант вместо GPS, лодки старой постройки без всяких современных прибамбасов, радиолюбительская связь на коротких волнах вместо спутникового телефона и никаких контактов с сушей.
Все это придает гонке необыкновенную интригу, привлекает к ней интерес многих мировых СМИ и рядовых зрителей. В городке Ле-Сабль-д Олон, откуда 1 июля яхтсмены отправились в путь, их провожали полторы тысячи журналистов и 60 тысяч зрителей - огромная аудитория для паруса.
Сам сэр Робин Нокс-Джонстон с борта той самой лодки Suhaili, что полвека назад обогнула "шарик", выстрелом из старинной пушки дал старт GGR-2018.
А накануне я спросил 79-летнего ветерана, что же самое трудное в этой истории?
- Принять решение об участии - вот что тяжелее всего, - не раздумывая ответил этот сильно бородатый и всегда задумчивый джентльмен. - А когда решение уже принято, сразу становится гораздо легче. Все шкиперы сделали свой выбор в пользу гонки. Но, возможно, им придется сложнее, чем мне. Потому что этим ребятам надо будет отказаться от множества привычных вещей: компьютеров, мобильных телефонов, цифровых технологий... Все эти штучки сделали сегодняшнюю жизнь совсем другой, непохожей на то, что было 50 лет назад.
- А какие основные риски ждут участников?
- Те же, что и были. Тут ничего не изменилось. Южный океан не стал ласковей. Как тогда были волны высотой под 30 метров, так и сейчас они есть.
- Как вы думаете, сколько человек из стартовавших выбросят белый флаг?
- Отвечу так: если финиширует хотя бы половина, то это будет грандиозный успех.
Половина - это девять человек. Когда Дон Макинтайр три года назад объявил о своем проекте, охотников сразу нашлось почти две сотни. Но большинство отсеялось - кто по причине совершенно драконовского регламента, кто из-за отсутствия спонсора. К гонке допускаются далеко не все желающие, а только те, кто имеет за плечами не менее двух тысяч миль одиночных океанских походов, кто предоставил медицинский сертификат, свидетельствующий об отменном здоровье, сертификат радиолюбителя, страховки, чья яхта укомплектована согласно всем строжайшим правилам - а это внушительных размеров талмуд.
К июню таких набралось только 18, причем последний прибывший в марину Ле-Сабля участник итальянец Франческо Каппеллетти недобрал 300 миль одиночных плаваний, а потому для него сделано исключение: он будет стартовать неделей позже, когда в Бискайском заливе накрутит эти недостающие мили.
Буквально за три дня до старта, пройдя все проверки, грин-карту получили четыре француза, два представителя Британии, два австралийца, эстонец, финн, ирландец, индиец, голландец, норвежец, палестинец, американец, российский гонщик, а вот итальянцу разрешение дадут только по предъявлении недостающих миль.
Единственная женщина - англичанка Сюзи Гудалл, она же по возрасту самая юная из всех (29 лет), а по характеру - самая непокладистая для прессы: категорически отказывается давать интервью даже своим землякам из ВВС. Отмахивается: "Вот если доберусь до финиша, тогда пожалуйста". Очень собранная дама, не хочет расплескивать даже малейшие эмоции.
Среди участников наш яхтсмен из Ярославля Игорь Зарецкий. "РГ" уже рассказывала о нем, повторяться не буду, скажу только, что хотя по формальным признакам он и не числится в фаворитах (не прошел ни одной кругосветки, не хлебнул лиха в Южном океане), но в том-то и особенность GGR, что здесь многое зависит не только от опыта, но и от характера человека, его мудрости, интуиции, умения находить нестандартные решения. И, конечно, велика доля везения.
Тот же Робин Нокс-Джонстон в 1968 году отправился в первую гонку, будучи никому не известным шкипером.
Зарецкий тоже накануне старта демонстративно пытался оставаться в тени, не высовывался. Он даже во время той шутливой игры нарочно выбыл первым, чтобы уйти на яхту и продолжить ее подготовку к трудному испытанию. За его простецкой улыбкой скрывается ярославский хитрован, он знает все тонкости парусного спорта, в океане способен починить любую неисправность, а характер у него - кремень.
Финансовую поддержку Игорю Зарецкому оказала группа компаний "Дубль В", ее президент Василий Сенаторов - сам хороший яхтсмен. Вот как он объясняет свое решение:
- К великому сожалению, технологически наше родное яхтостроение отстало от зарубежного на десятилетия, а это лишает российских гонщиков даже иллюзорной возможности конкурировать в таких всемирно известных состязаниях, как VendeeGlobe, VolvoOceanRace, America s Cup. И только "Золотой глобус" с его архаичной техникой дает шанс для соперничества на равных. Эта гонка станет соревнованием характеров. Умение терпеть, не впадать в панику, способность импровизировать, воля идти до конца - вот козыри будущего победителя. Мало кто на Западе понимает, что без этих навыков в России просто не выжить. А значит, джокеры у Игоря на руках.
Поскольку, по самым приблизительным подсчетам, лучшему участнику понадобится семь-восемь месяцев для того, чтобы, обогнув земной шар, вернуться обратно в тихую заводь Ле-Сабля, то у нас еще будет возможность рассказать о подробностях. Пока же - несколько штрихов.
На борту каждой лодки запас пресной воды, это приблизительно 600 литров. Опреснители запрещены. Зато обязательно надо иметь приспособления для сбора дождевой влаги.
Все участники обзавелись довольно внушительными библиотеками. Правда, я не понял, как это можно - читать книжки в условиях жесточайших штормов, но им, кажется, виднее. Причем интересно, что у некоторых в каюте я обнаружил книги русских классиков, включая Толстого, Достоевского, Чехова.
Талисманы у всех разные. Кто-то берет с собой фотографии своих близких, у кого-то плюшевый медвежонок, рисунок внука. Австралийский пожарный Кевин Фаребразер поплывет с бронзовым буддистским молитвенным барабаном, который он привез из Непала, когда участвовал в восхождениях на Эверест. Француз Филипп Пеше, которого многие называют в числе фаворитов, идет в гонку с медальоном, на котором изображение Святого Христофора - покровителя всех путешественников.
А вот двухметровый гигант Марк Слэтс не суеверен, зато у него на лодке есть два огромных весла - они привлекают внимание всех болельщиков: как это - яхта с веслами? А все очень просто. Бывший чемпион Австралии и Океании по кикбоксингу в прошлом году выиграл одиночную гонку гребцов через Атлантику и это ему так понравилось, что и свою девятитонную яхту он намерен в штиль двигать вперед с помощью весел.
Регламентом предусмотрены две точки, где участники смогут, не подходя к берегу, сбрасывать фото- и киноматериалы. Это Канарские острова и Тасмания.
На старте наш Игорь Зарецкий сразу вышел вперед, а уже через час его отрыв от основной группы составлял около полумили. Но в гонке, длина которой 30 тысяч миль, это, конечно, ничего не значит.
Сейчас он уже далеко в открытом море.
"РГ" будет регулярно оповещать читателей о ходе этого необыкновенного соревнования.