Омич поставил на поток производство изделий для детских площадок

Встретиться с Дмитрием Байгачевым корреспонденту "РГ" оказалось крайне сложно. Как оказалось, лето для мастера - настолько горячая пора, что даже по телефону поговорить некогда. Заказы на оборудование детских площадок идут один за другим.

Если бы четыре года назад начальнику сварочного цена крупного омского завода сказали, что он бросит престижную должность и начнет мастерить песочницы и горки, не поверил бы. Тем не менее жизнь внезапно сделала крутой поворот, заставив его заняться, на первый взгляд, совершенно несерьезными вещами. Но он взялся за новое дело и ушел в него с головой.

Детище

Все началось с того, что дочь Дмитрия Байгачева пошла в детсад, и молодой отец, чтобы помочь ей лучше адаптироваться в новых условиях, взял отпуск. На первом же родительском собрании воспитательница пожаловалась, что ребятишкам на прогулке нечем заняться, даже песочницы во дворе нет. И очень выразительно посмотрела на "новенького" родителя.

- Я согласился, хотя не имел ни малейшего понятия о процессе создания песочниц, - вспоминает Дмитрий. - Вечером забрался в Интернет, изучил варианты. И засучил рукава.

Через считанные дни, на радость малышне, в садике появилась песочница. Воспитатели объявили отпускнику благодарность. А он, смеха ради, выставил фото-графию объекта в социальную сеть. И неожиданно начал получать заказы. Причем пользователям Интернета требовались и другие изделия для детской площадки. До конца отпуска было еще далеко, и начинающий "папа Карло" вновь взялся за дело. Работа спорилась, а когда пришло время возвращаться на завод, заказов набралось уже на два месяца вперед. И Дмитрий оказался перед выбором.

- Я подумал, что раз судьба подкинула мне этот сюжет, надо попробовать. И буквально впал в детство. Новое дело по-настоящему увлекло. К тому же, видя лазающих по моим поделкам счастливых ребятишек, я испытал прежде мне неведомое чувство удовлетворения от своей работы, - рассказывает Дмитрий Байгачев. - На смену песочницам, избушкам и простейшим машинкам пришли паровозики, корабли, экскаваторы и бульдозеры. А однажды для выставки я соорудил самую настоящую карету, которую покупатели едва не оторвали с руками.

Сейчас в линейке дворовых изделий мастера - два десятка наименований. Первые он собирал в гараже. Из инструментов - болгарка, циркулярная пила, шуруповерт. Потом перебрался в Верхний Карбуш, где жили родители. В цех переоборудовал бывший свинарник.

Правила в кредит

Поначалу, осваивая новое дело, мастер действовал по наитию. Каждую модель собирал как для собственных детей, стараясь сглаживать углы и выступы. До пота шлифовал доски, чтобы исключить вероятность заноз. Но вскоре стал руководствоваться официальными стандартами. Оказалось, что для правильного изготовления той же горки надо все четко рассчитать - и угол наклона ската, и параметры ступеней, и толщину перил. Тогда изделие для ребятишек будет безопасным. Теперь вся его продукция сертифицирована. Обошлось это недешево, пришлось взять кредит, который предприниматель выплачивает до сих пор.

Неподъемной оказалась и покупка нового оборудования. По-этому Дмитрий решил поучаствовать в конкурсе на муниципальный грант и выиграл 400 тысяч рублей, которые потратил на станки, инструмент и приспособления. Производительность сразу выросла: если прежде на изготовление макета автобуса или трамвая требовалось три дня, то теперь достаточно шести-семи часов. 

Летом у "папы Карло" появляются конкуренты, которые собирают аналогичную атрибутику во дворах или на дачах. Наблюдая за их сооружениями, мастер нередко видит очевидные огрехи. Тот сэкономил на материале, и конструкция долго не протянет. Этот домик низковат, детям в нем будет тесно. А у этого недостаточно укреплено основание, а значит, сильный порыв ветра может его перевернуть.

В горку

За четыре года Дмитрий Байгачев соорудил более 1 200 предметов для детских площадок, да и теперь, в разгар лета, заказов очень много. Однако большого состояния он не сколотил. Дело приносит предпринимателю в основном творческое, душевное удовлетворение и носит социальный характер.

- Изделия для детей не могут быть слишком дорогими, а цены на оборудование и материалы растут. Например, дерево нынешним летом подорожало сразу на пятьдесят процентов, - делится проблемами Дмитрий. - Еще и арендная плата растет. Открыть цех в Омске - это восемьдесят тысяч рублей в месяц, о рентабельности сразу придется забыть. Поэтому я работаю за городом. Оплачиваю "коммуналку" и транспортировку изделий - они тоже стремительно дорожают. Есть и кадровая проблема - потенциальные работники не хотят ежедневно тратить два часа на дорогу.

По словам предпринимателя, продажи деревянных моделей идут через сайты бесплатных объявлений и соцсети. Хороший приток заказов дают выставки. Сейчас на подхвате у мастера трудятся два местных жителя, и дел невпроворот.

Однако когда лето закончится, вопрос, как выживать в межсезонье, станет вновь актуальным. Предприниматель понимает, что надо совершенствоваться, и думает расширить цех за счет производства мебели или, возможно, чего-то еще. Хотя на днях цены на пиломатериалы в регионе взлетели еще на сорок процентов, и сейчас Дмитрий Байгачев начинает думать о переезде. В последнее время его продукцией активно интересуются жители Новосибирска, где уровень жизни повыше, а цены - демократичнее. Может, рискнуть?

Комментарий

Ирина Сербина, руководитель омского центра инноваций социальной сферы:

В Омске создается кластер социальных инноваций, а при школе социальных предпринимателей, выпускниками которой стали уже более 900 человек, действует экспертный совет. Его задача - помогать молодому бизнесу. Эксперты разработали различные методики поддержки, помогут разобраться в ситуации, дадут рекомендации. Консультации бесплатные. Еще один эффективный способ обмена опытом - ежегодный омский форум социальных предпринимателей "Инносиб", который каждую осень собирает представителей регионов России и гостей из зарубежных стран. Это площадка, где предприниматели задают вопросы, находят единомышленников и помощь в решении своих проблем.