Этот конкурс возник в Эстонской церкви "Яани кирик" в Петербурге в память о знаменитом эстонско-советском баритоне, "мистере Иксе" советского кино, вошедшем в историю вокального искусства как певец, в равной степени вдохновенно и технически безупречно исполнявший и оперу, и оперетту, и эстрадную песню. Но этот новичок на карте оперных конкурсов в России быстро приглянулся молодым вокалистам, мечтающим попасть на честный конкурс не "для своих", а "для всех".
В этом году жюри состояло исключительно из европейских менеджеров и агентов. Председателем стал Лука Тарджетти, много лет сотрудничающий с театром Ла Скала. Среди его семи коллег в жюри оказались худрук и главный дирижер тартуского театра "Ванемуйне" Пауль Мяги, кастинг-консультант Норвежской национальной оперы в Осло Изабель Мерфи, директор одного из лучших европейских оперных домов - Немецкой оперы в Берлине Кристоф Зойферле. Кроме русскоговорящего, но живущего в Европе оперного агента Алекса Григорева, россиян в жюри не было. Именно эти люди - прожженные практики до мозга костей - отбирают молодых певцов для разных оперных компаний. Даже ведущий церемонии награждения в Мюзик-холле начал свою речь со слов о том, что молодых певцов этот конкурс привлек не столько легендарным именем Отса, сколько встречей с потенциальными западными работодателями.
Первый тур этого конкурса походил больше на прослушивание, поисками которых озабочено большинство молодых российских оперных певцов. На первом туре участников просили исполнить, как правило, лишь одно произведение - арию Моцарта или арию белькантистов Россини, Беллини или Доницетти. Немецкую Lied Шумана или Шуберта, входившую в его обязательную программу, не попросили спеть никого, чем поставили под сомнение существование этой номинации, а вместе с ней указав на утопичность поиска интеллигентного певца образца последней трети прошлого века. Из отсылок к имени Отса остался лишь номер из оперетты в программе III тура.
По сравнению с прошлым годом конкурс резко повысил статусную планку, притянув сильных молодых исполнителей. Качественно увеличилась и география конкурса, в орбиту которого попали Германия и Польша. Лишь распределение лауреатских мест в финале вызвало вопросы. Только звания финалиста удостоилась лучшая меццо-сопрано конкурса - Виктория Каркачева, поразившая тонкой отделкой своего богато одаренного голоса и феноменальной стабильностью и во всех трех турах. Не нашлось ничего и для баритона Сергея Кайдалова и басов Павла Червинского и Максима Шлыкова, более всего приблизившегося к исполнительскому стилю Отса. Зато можно было порадоваться за лауреатку II премии (€1500) сопрано Галину Беневич, уроженку Челябинска, сегодня работающую во Вроцлавской опере: она потрясла зрителей своими невероятно артистичными выступлениями, в частности Травиаты, которую готовила на мастер-классах с самой Ренатой Скотто. Третий приз (€1000) ушел к начинающему лирико-драматическому тенору Шоте Чибирову.