В этом году в центре Зальцбургской афиши - имена, только что создавшие главное событие Дягилевского фестиваля - спектакль "Жанна на костре" Онеггера: Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис. Оба автора пермского спектакля (в ко-продукции с театрами Европы) появятся летом на фестивале.
Одна из самых ожидаемых премьер нынешнего Зальцбургского сезона - "Пиковая дама" Петра Чайковского в постановке мэтра радикальной режиссуры Ханса Нойенфельса. Нойенфельс работает в тандеме с деликатнейшим Марисом Янсонсом, и каков будет итог этого союза, угадать невозможно. Партию Германа в спектакле поет американский тенор Брэндон Йованович, Графиню - немецкое меццо Ханна Шварц, остальной состав - практически весь русскоязычный: Лиза - сопрано из Мариинки Евгения Муравьева, Полина - Оксана Волкова из Беларуси, выпускница Молодежной программы Большого театра, Томский - мариинский баритон Владислав Сулимский, Елецкий - Игорь Головатенко и другие.
Представлена на сцене Зальцбурга будет и барочная опера Монтеверди "Коронация Поппеи" (1642). Итальянец Монтеверди изображал в своих операх реальные исторические фигуры и точно также для него эмоции, страсти, бездны души его персонажей оказывались важнее формальности исторических соответствий. Одну из таких опер - о Нероне и его любовнице Поппее, поставит на фестивале фламандский режиссер Ян Лауэрс с участием артистов его Needcompany. Опера эта о смысле любви и жизни, о смерти, об одержимости борьбы за власть, о насилии и эротике.
Эта тема является ключевой для Зальцбургской программы 2018 года, отправной точкой которой стал теоретический тезис Фридриха Шиллера - "О причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами": о сути искусства, которое со времен древности изучало прекрасное в человеке и одновременно - открывало в нем бездну ужасного. Именно в этой смысловой тональности сформировалась нынешняя программа, один из спектаклей которой - "Итальянка в Алжире" Джакомо Россини в постановке Моше Ляйзера и Патриса Корье. В этом веселом спектакле-буфф, манифестирующим, по мысли постановщиков, идею равенства полов, в роли Изабеллы выступила примадонна Бартоли, превратившая своей энергией и юмором все действие спектакля в жизнерадостное безумие, а в комической партии Мустафы в пару с ней играл Ильдар Абдразаков. Именно этот веселый спектакль и должен разбавить и придать оптимизма главной зальцбургской теме.