Ничего подобного невозможно представить нигде, кроме Вербье: именно сюда съезжаются каждый год известные музыканты мира и музицируют вместе. Иногда их ансамбли получают свое продолжение в концертных афишах, чаще - остаются абсолютным эксклюзивом Вербье. Неудивительно, что и юбилейный оммаж к 25-летию фестиваля в Вербье был построен как грандиозный четырехчасовой марафон ансамблей разного калибра - от дуэтов до оркестровых составов. В первом отделении на сцене Salle Des Combins в сводном составе играли вместе Вадим Репин, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Дмитрий Ситковецкий, Пинхас Цукерман, Кристоф Барати, Рено Капюсон, Лиза Батиашвили, юный Даниэль Лозакович, виолончелисты Миша Майский, Андрей Ионица и другие. Прозвучали Третий Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, темпераментная "Наварра" Пабло Сарасате (в специальной аранжировке Дмитрия Ситковецкого), а на финал - знаменитые Вариации на тему Happy Birthday Петера Хейдриха.
Во втором отделении на сцену выкатили четыре рояля: струнников сменили пианисты. По давней традиции Вербье солисты соединялись в экстраординарные комбинации - от 4-х до 16-ти ручных. Фортепианный марафон открыла Соната Бедржиха Сметаны для двух фортепиано в восемь рук и "Русский сувенир" Йоганнеса Брамса (из шести фантазий на русские песни особенно рельефно прозвучала тема романса Александра Варламова "На заре ты ее не буди"). Михаил Плетнев, Евгений Кисин, Сергей Бабаян, Андраш Шифф, Даниил Трифонов, Юйцзя Ванг, Сон Чжин Чо, Денис Кожухин выходили на сцену парами, тройками, четверками: звучали сочинения Сметаны, Дворжака, Баха, Брамса, Рахманинова, Лютославского. Родион Щедрин вместе с Кисиным и Трифоновым сыграли рахманиновский Романс ля мажор в 6 рук. Финал фортепианного оммажа впечатлил даже бывалую фестивальную публику: в 16 рук на четырех роялях стремительно развернулась блестящая увертюра Россини к опере "Вильгельм Телль" - с настоящим оркестровым размахом и энергией джазового драйва.
В последней части концерта на сцене появились хор и оркестр, открывшие поздравительную программу строгим церковным жанром: Мотетом Моцарта Ave verum corpus ("Радуйся, истинное тело”) и Алилуйей из "Мессии” Генделя, а завершили - зажигательным Verbier Mix на темы Иоганна Штрауса, Портера, Горана Фроста с участием Томаса Квастхоффа, кларнетиста Мартина Фроста и австралийки Эмили Эдмондс, а также полного состава звездных солистов Verbier Festival, занявших места у оркестровых пультов. Финал этого гала прозвучал экстравагантно и весело: нестройным хором молодые оркестранты и знаменитые артисты спели под руководством Гергиева Увертюру к "Вильгельму Теллю" Россини. Вероятно, это был самый юмористический и радостный музыкальный ансамбль за всю историю Вербье.
Впереди еще неделя фестиваля: концерты Евгения Кисина, Григория Соколова, Михаила Плетнева, Раду Лупу, Даниила Трифонова, Дениса Мацуева, Юйцзи Ванг, программы Вадима Репина с Андреем Коробейниковым, Пинхаса Цукермана с Амандой Форсайт, ансамбли, мастер-классы, выступление Фестивального оркестра Вербье с Джанандреа Нозедой, концерты молодых музыкантов Академии.
Мартин Энгстрём, арт-директор Verbier Festival ответил на вопросы "РГ".
Заметно, что ядром фестивальной жизни в Вербье являются не программы или репертуарные идеи, а сами музыканты?
Мартин Энгстрём: Да, все на этом фестивале фокусируется на индивидуальностях музыкантов. Я чувствую себя музыкальным партнером каждого из них и стараюсь, чтобы они принимали мой вызов почувствовать себя в какой-то новой ситуации: сыграть новый репертуар или выступить с коллегами, с которыми они никогда не работали вместе. Мне хотелось бы, чтобы известные артисты приезжали в Вербье не просто отыгрывать программу или концерт, а участвовали бы в создании самого фестивали, чтобы они покидали Вербье, приобретя совершенно новый опыт. Сам я так вижу структуру фестиваля: не отдельный артист - но артист в контексте, в ансамбле, в фестивале.
В программах, которые здесь исполняются, встречаются повторы: одни и те же произведения звучат в разных составах. Это ваша идея или предпочтения музыкантов?
Мартин Энгстрём: Обычно музыканты сами выбирают произведения, которые будут играть в Вербье, и предлагают в основном то, что играют на данный момент. Но иногда мне кажется, что они могут сделать что-то очень интересное вместе, и тогда я объединяю их в пары: Андрея Ионицу с Сон Чжин Чо, Александру Конунову с Денисом Кожухиным, Кристофа Барати с Люка Дебаргом и т.д. Прежде они никогда не играли вместе, но теперь, после Вербье, думаю, будут это делать.
Как удалось собрать почти всех знаменитых артистов в сводный ансамбль на юбилейном гала? В концертной практике трудно даже представить что-либо подобное.
Мартин Энгстрём: Сделать большой праздничный концерт очень сложно: каждый солист хочет блистать. Поэтому мы не можем их спрашивать: что ты хочешь сыграть? Мы должны им просто сказать: вы будете делать то-то и то-то. Кроме того, надо обеспечить, чтобы они играли вместе в гармонии друг с другом, чтобы никто не тянул одеяло на себя, как лебедь, рак и щука. Я очень рад, что на концерте все это сработало.
Verbier Festival имеет не только концертные, но и образовательные программы. Как сегодня выглядит структура Академии Вербье?
Мартин Энгстрём: У нас проходят обучение молодые музыканты из разных стран от 13 до 30 лет: музыканты оркестра, солисты, вокалисты. Весь концепт нашего фестиваля базируется на обучении. Главный принцип: мы не учим вас, но мы хотим, чтобы вы учились и впитывали. Кроме того, я постоянно заставляю всех, даже великих, выходить на фестивале из зоны своего комфорта: Гергиев, например, несколько лет назад сыграл у нас концерт Моцарта в четыре руки с Мацуевым. Теперь на гала-концерте я предложил ему дирижировать хором солистов.
Какие перспективы у Verbier Festival: планируете расширять свою деятельность, проводить фестиваль и Академию не только летом, как это происходит, например, в Зальцбурге?
Мартин Энгстрём: Если мне удастся построить концертный зал, то это возможно. Я очень надеюсь, что удастся.