Бандитский Вавилон

Журнал
    03.08.2018, 12:14

"Вавилон-Берлин", самый дорой телесериал континентальной Европы, после ударного двухсезонного старта на некоторое время ушел на заслуженный отдых - под аплодисменты критиков и одобрительные возгласы зрителей. И вот он стал постепенно выходить из спячки: недавно появилась долгожданная информация о продолжении.

Официально подтверждено: в основу третьего сезона, который будет состоять из десяти эпизодов, ляжет сюжет "Тихой смерти" (Der stumme Tod), второй книги из цикла о Гереоне Рате немецкого писателя Фолькера Кутчера. Ну да кто бы сомневался. К сожалению, на русском языке - будем надеяться, что только пока - ее не издавали, так что читателю, не владеющему в достаточной степени немецким, она недоступна. Приходится довольствоваться скупым, но чрезвычайно интригующим синопсисом: известно, что речь пойдет о мрачном закулисье киноиндустрии Германии начала тридцатых годов прошлого века.

Ждать премьеры, судя по всему, придется еще довольно долго, а пока поклонники сериала, коих после успешного начала набралось немало, чтобы скоротать время, могут (если до сих пор этого не сделали) обратиться к первой книге "Мокрая рыба", ставшей базисом для сценария первых двух сезонов. Тем более что различия между телешоу и романом многочисленны.

Понятно, что ТВ и литература, пусть даже самая непритязательная, ставят перед собой неодинаковые задачи и по-разному развлекают публику. Книга Кутчера написана сухим языком и содержит массу деталей работы берлинской полиции, что даже вызвало жалобы читателей, ожидавших увидеть тот лоск безумного и надрывного декадентства, который дает все основания сериалу носить свое имя. Авторы русскоязычной адаптации предсказуемо принесли в жертву маркетингу малопонятную "Мокрую рыбу", заменив ее на хорошо теперь узнаваемый "Вавилон-Берлин", чем и сбили с толку искателей выдуманных приключений.

Болезненной меланхолии, как и в сериале, в романе хватает, но вот лихой атмосферы исступленного кабаре в нем нет и в помине. Не говоря уже о таких нехитрых, но при наличии мастерства (а уж им звездная троица шоураннеров - Том Тыквер, Ахим фон Боррис и Хендрик Хандлёгте - обладает точно) очень эффектных аттракционах, как драка один на один на крыше поезда (в лучших традициях голливудских боевиков) или заграничный разведывательный полет над секретной военной базой.

Вместо всего этого - сдержанный и дотошный нуарный детектив, не менее вольно, чем телеадаптация, оперирующий историческими фактами, которые тут, впрочем, играют заметно меньшую роль и выступают в качестве красочных декораций. Жирная сюжетная линия о кровавой борьбе русских троцкистов с советскими резидентами вообще отсутствует, а авантюристка Сорокина, одна из важнейших фигур сериала (блестящая роль Северии Янушаускайте), объявляется в конце.

Хотя без развесистой клюквы любители этой заморской ягоды при чтении "Мокрой рыбы" все равно не останутся, детище Тыквера со товарищи заметно более политизировано и сосредоточено не на самом криминале, а на связанной с ним деструктивной активности русской эмиграции и подпольных националистов-реваншистов, стремящихся ускорить неминуемый крах хлипких и бестолковых демократов. Тем самым подготавливая почву для скорого прихода к власти понятно кого.

Советский Союз, имевший вполне продуктивные контакты с Веймарской республикой, почему-то по сценарию этой затее сочувствует, параллельно бесцеремонно устраивая в чужой столице ненавистным троцкистам форменные "дни святого Валентина". На этом фоне диковинные для подразумеваемого времени и места брутальные черносотенцы Кутчера (в сериале их нет) смотрятся почти невинным анахронизмом.

Продолжение текста читайте на сайте "Года литературы"

Российская премьера третьего сезона, точная дата которой пока неизвестна, состоится на телеканале ViP Premiere и в онлайн-кинотеатре ViP Play

Добавьте RG.RU 
в избранные источники