На самом деле, правил немного и все простые. Главное оружие против обманщиков и левого топлива - это внимание и логика. В погоне за хорошим бензином "Российская газета" получила "инструкцию по применению заправок" у автоэксперта, партнера аналитического агентства "Автостат" Игоря Моржаретто.
В провинции некоторые мелкие заправки маскируются под бренды известных сетей. Как правило, оформление у АЗС такое же, как у известного бренда, но, например, в названии ошибка. Таких заправок надо избегать в первую очередь, говорит Моржаретто. А вот АЗС, которые работают по партнерской программе с известным брендом, вряд ли навредят. Если сама станция чистая, крупная, там есть туалет, магазин или кафе, то бояться нечего.
По цвету и запаху определить качество бензина невозможно. Одно время на крупных АЗС продавали экспресс-пластинки, окунув которые в топливо, вы якобы могли узнать состав. От них в итоге отказались, так как это оказалось фикцией, говорит Моржаретто. Единственный достоверный способ проверки - лабораторное исследование.
Бывает, но все реже, так как речь идет о небольших региональных АЗС, которые, пытаясь выжить, торгуют паленым топливом. Это карается серьезными штрафами - в этом году их стали взимать с оборота компании. По данным Росстандарта, уже 50 заправок были оштрафованы за паленку на 28 миллионов рублей. Чтобы избежать паленого топлива, надо выбрать внешне пристойную АЗС, а также никогда не выбрасывать чек сразу после заправки. Сохраняйте его хотя бы до следующей заправки, советует Моржаретто, иначе доказать, что топливо испортило двигатель, не получится.
Самые закаленные водители - дальнобойщики - рассказывают, что на региональных трассах заправки иногда выдают вместо чека залоговую ведомость. Выглядит она так же, как чек, выдается в случае предоплаты за топливо, но с таким документом нельзя обратиться никуда с жалобой.
АЗС объясняют обращение к таким квитанциям тем, что если водитель переплатил за топливо, залоговый чек ускорит возврат переплаты. Уже после окончательного расчета водителю выдают кассовый чек. Но и это противоречит закону, говорит Виктория Соколова, специалист практики имущественных и обязательственных отношений компании НЮС "Амулекс". По ее словам, это повод для привлечения АЗС к административной ответственности.
Помните: заправив машину, вы имеете полное право обратиться к кассиру за товарным чеком и вам его обязаны выдать. Это важно, поскольку, например, если заправляется служебный транспорт, то залоговая квитанция не подтверждает факт покупки топлива и по ней возмещения затрат не будет, заключает Павел Иккерт, партнер юридической компании "НАФКО-Консультанты".
Есть несколько видов недоливов. Первый связан с физическими свойствами топлива: в жару оно расширяется в объеме, в холод - сжимается. Второй вид недолива - случайность, третий - это злой умысел, когда у заправочной колонки владельцы подкручивают параметры. Обнаружить на глаз недолив почти невозможно, уверен Моржаретто, но грубые нарушения выявить все-таки можно. Например, если объем бака - 40 литров, а туда неожиданно вошло 70 литров, то это, конечно, повод возмутиться.
Выбирайте АЗС, которые проверены временем или которые вам советуют друзья, призывает автоэксперт. На незнакомой дороге правила те же, что и с паленым бензином. Главное, не езжайте туда, где цена сильно ниже, чем на других заправках, так как бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Сталкивались ли лично вы с недоливом, можно проверить простыми расчетами. Свой метод "РГ" рассказал автолюбитель Владимир с 20-летним стажем. Заправьте машину до полного бака. Желательно самостоятельно, без помощи персонала на АЗС, чтобы убедиться, что бак заполнен под завязку. После этого на приборной панели, там, где показан уровень остатка топлива, сбросьте километраж, зафиксированный с последней заправки, до нуля.
Допустим, автомобиль рассчитал, что вы после заправки проехали 200 километров со средним расходом топлива 10 литров на сто километров. Делим 200 километров на 10 литров, получаем 20 литров - именно столько вы израсходовали. Если поедете заправляться вновь до полного бака, то залить вам должны 20 литров. Этот расчет ни разу не подводил Владимира.
Практика показывается, что жаловаться, во-первых, надо всегда, а во-вторых - везде. Писать обращения можно в Роспотребнадзор, Росстандарт, Росконтроль, УВД, даже в прокуратуру.