07.08.2018 18:11
    Поделиться

    Эксперты объяснили, откуда взялись "нули" на ЕГЭ по английскому

    Насколько сложным оказался единый госэкзамен по английскому языку? Почему с эссе по этому предмету не справились почти 40% участников ЕГЭ? Действительно ли темы сочинения оказались неоправданно сложными?

    Всего, по данным Рособрнадзора, ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тысяч человек. Из них 83,5 тысяч выбрали английский язык. В экзамене две части: устная и письменная. Общее количество баллов, которое можно за них получить - 100. При этом за эссе (40-е по счету задание в письменной части) в лучшем случае присуждалось 14 баллов. Чтобы набрать максимум, школьник должен был показать не только знание языка, но и суметь раскрыть тему, аргументировать свою точку зрения. Итог? Набрать хотя бы один балл за свое сочинение удалось далеко не всем выпускникам.

    Как рассказала "РГ" Ирина Громова - доцент БФУ им. Иммануила Канта и председатель комиссии ЕГЭ по английскому языку в Калининградской области, все дело в том, что тема оказалась гораздо сложнее, чем в предыдущие годы.

    - 40-е задание письменной части относится даже не к повышенному, а к высокому уровню сложности. То есть фактически мы говорим об общеевропейской шкале, показывающей степень владения языком. Чтобы справиться с заданием, ребенку нужен уровень не ниже B2, а это уже достаточно серьезно, - рассказала она. - Поэтому те ребята, которые занялись подготовкой к экзамену только в 11-м классе и пытались нахвататься "по верхам", не справились. Но есть и другие факторы. Например, в Калининградской области в эссе учащимся предлагалось рассуждать на тему: "Цифровая грамотность - ключ к успеху в любой профессии (виде деятельности)". Почему некоторые дети получили ноль? Потому что они неправильно интерпретировали тему. Для многих она оказалась очень сложной, и по аргументации, и по общему пониманию. Однако большинство ребят с уровнем B2+ все-таки получили достаточно высокие баллы. Судите сами: в прошлом году средний балл по области был около 76, а в этом - из-за эссе - чуть ниже - 72,5. Но это все равно очень хороший результат. Эксперты, которые проверяют работы, у нас очень опытные. Они прекрасно знают все эти нюансы и оценивают максимально качественно.

    Ранее в Министерстве просвещения "РГ" рассказали, что процедура ЕГЭ позволяет любому участнику проверить и при необходимости опротестовать свои результаты экзамена. Конфликтные комиссии в обязательном порядке должны рассмотреть обращения, поступившие от каждого участника. При этом в Рособрнадзоре, который отвечает за проведение ЕГЭ, подчеркнули: результаты ЕГЭ по английскому языку этого года практически идентичны прошлогодним. Не смогли сдать экзамен всего 1,3% участников, а более 30% участников получили баллы в диапазоне 81-100.

    - Задания высокого уровня сложности предназначены для отбора абитуриентов на самые популярные специальности "топовых" вузов. Неудивительно, что эти задания выполняет только относительно небольшое число наиболее подготовленных участников ЕГЭ, - рассказали "РГ" в ведомстве. - Как показывают результаты экзамена по обществознанию и истории, выполнить подобные задания даже на русском языке способны не все ученики. В целом по стране более 60% участников ЕГЭ-2018 получили один или более баллов за выполнение задания 40. Некоторые из них даже не приступают к эссе, так как им достаточно того, что можно набрать на более простых заданиях. Поэтому ноль баллов в общей статистике не дает никакой реальной картины по региону или по стране.

    Кроме того, в ведомстве подчеркнули, что в практике ЕГЭ по всем предметам не принято оценивать баллом выше ноля невыполненное или неверно выполненное задание. То есть, если школьник подменяет задание и пишет ответ на более упрощенную тему, ему также выставляется ноль.

    - Оперативный анализ ответов участников ЕГЭ по английскому языку показал, что не все они понимают поставленные перед ними задачи. Так, рассуждения на тему "Ранний выбор профессии - ключ у успеху" заменялись топиком "Моя будущая профессия", - рассказали в Рособрнадзоре.

    Что думают об этом учителя? Например, Ирина Некрасова, учитель английского языка из деревни Мокшино в Тверской области считает, что если бы ребятам дали тему дружбы, или любви, справиться им было бы намного проще.

    - Обычно сам экзамен оказывается легче, чем тренировочные варианты ЕГЭ. Но в этом году случилось с точностью до наоборот, - рассказала она. - На некоторые темы ребята даже по-русски рассуждают с трудом, например, о цифровой экономике. А ведь свои мысли нужно было еще переложить на язык, с которым они сталкиваются только три раза в неделю на уроках по 40 минут. Готовы ли деревенские школы к тому, что экзамен по иностранному языку станет обязательным? Я считаю, что нет. По крайней мере, с технической точки зрения. У нас, например, нет компьютеров в каждом классе, не всегда доступен принтер, чтобы распечатать какой-то материал. Все это затрудняет обучение.

    Татьяна Морозова, эксперт ЕГЭ по английскому языку, замдиректора Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ, рассказывает и о других проблемах.

    - В Татарстане тема эссе была вполне адекватной и понятной для детей: "Стоит ли заранее читать об исторических достопримечательностях, прежде чем их посетить?" Проблема была в другом: многие ребята  не вполне умело излагали свои мысли. А это уже напрямую зависит от умения формулировать на русском языке. Кроме того, традиционно страдала грамматика.

    Поделиться