В нацпроект заложено четыре федеральных проекта: "Ипотека", "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и "Формирование комфортной городской среды". Последний реализуется минстроем не первый год. По словам главы ведомства Владимира Якушева, общий бюджет проекта в прошлом году составил 57,4 миллиарда рублей. Это позволило обустроить более 23 тысяч общественных пространств.
Среди ярких примеров - реконструкция парковой зоны на островах Юность и Конный в Иркутске, где жители теперь могут отдыхать круглый год, кататься на велосипедах или коньках. В легендарной Тарусе создан сад искусств, а в подмосковных Химках установлены энергоэффективные фонари и системы видеонаблюдения на детских площадках. По данным минстроя, во всех муниципалитетах с населением более тысячи человек разработаны пятилетние программы благоустройства, на федеральном и региональном уровнях сформировано новое законодательство в этой сфере.
Во всех проектах городского развития предусмотрено широкое использование цифровых технологий. Минстрой при поддержке "Ростелекома" начал формирование банка данных "Умный город", цель которого - аккумулировать апробированные инновационные решения в различных сферах. В дальнейшем, как отметил Владимир Якушев, их можно будет тиражировать во всех субъектах РФ. Среди муниципалитетов, на территориях которых будут опробованы "умные решения", такие крупные города, как Воронеж, Великий Новгород, Евпатория, Пермь, Новосибирск и другие.
Успешным пилотным проектом в области цифровизации городского хозяйства и использования инновационных технологий в сфере ЖКХ признана концепция "Цифровой водоканал", внедренная в Омске. Замглавы минстроя, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис, назвал ее важной частью проекта "Умный город", включающей автоматизацию и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов: от снятия показаний счетчиков до выставления счетов.
Эксперты подтверждают, что реализованные проекты модернизации объектов за счет внедрения современных цифровых решений уже в первый год демонстрируют снижение потерь, эксплуатационных расходов, повышение качества поставляемой воды и сокращение времени устранения аварий.
По мнению Андрея Чибиса, подобные решения должны и будут тиражироваться. "Один из принципов "Умного города" - это максимальное использование успешных практик. Сегодня у нас есть апробированные решения, которые позволяют автоматизированно управлять коммунальным предприятием. В частности, водоканалом. Задача - сделать такими все водоканалы сначала на территории наших пилотных проектов, а затем во всей стране", - заключил Чибис.