Современный трафик требует жесткого покрытия для автодорог
На строительство и модернизацию дорожной сети из бюджета выделят более 11 триллионов рублей. Достижение амбициозных целей невозможно без применения современных технологий.
В развитых странах при строительстве дорог все шире применяются цементобетонные технологии, обеспечивающие трассам жесткое и долговечное покрытие. Более чем 90-летний мировой опыт доказал, что бетонные дороги выигрывают по сравнению с асфальтовыми по многим параметрам. Так, если асфальтовые надо ремонтировать каждые 2-3 года, то "классические" бетонные дороги рассчитаны примерно на 30 лет эксплуатации (а самые современные и высокотехнологичные - на полвека). Затем полотно полностью меняется, причем старый бетон используется как основание для нового покрытия.
Убежден, что без постепенного перехода на цементобетонные технологии невозможно выполнить постановление правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 658, увеличивающее межкапитальный срок службы автодорог до 24 лет, а межремонтный - до 12 лет, и майские указы президента в той части, где речь идет о коренном улучшении дорожной сети в стране.
По итогам жизненного цикла бетонная дорога обойдется на 30-40 процентов дешевле асфальтовой благодаря снижению эксплуатационных расходов и почти шестикратному увеличению срока безремонтного использования. Бетонные дороги более безопасны, так как их покрытие обеспечивает лучшее сцепление шин с поверхностью. Тормозной путь короче, а освещенность из-за светоотражающего эффекта выше почти на треть.
Шоссе из бетона сохраняет прочность при любых погодных условиях. При жаре не образуются испарения битума и не продавливается колея. Поэтому знаки, ограничивающие максимальную нагрузку на ось, и сезонные ограничения движения незнакомы водителям США, мирового лидера по протяженности бетонных дорог (более 60 процентов федеральной сети).
В России же протяженность бетонных дорог сегодня составляет около одного процента. Увы, асфальтобетонную дорогу технологически построить проще, чем цементобетонную. Поэтому создать собственными силами мощные сети бетонных дорог смогли только страны с высокой производственной культурой. Именно ее не хватило СССР в 1970-1980-х годах, когда был совершен настоящий рывок в строительстве - почти 10 тысяч километров дорог с цементобетонным покрытием. Но поскольку закупленные в США машины укладывали низкокачественный на тот момент бетон с повсеместными нарушениями технологии, полотно стало разрушаться уже через год. В 1980 году такое строительство было запрещено, и многие годы господствовал ложный стереотип, что в России бетонные дороги строить невозможно. Но он опровергается тем, что до сих пор отлично служат те немногие участки, где полотно в 1970-1980 годах уложили качественно, а также экспериментальные, но вполне успешные примеры укладки бетонных покрытий в сибирских регионах в последние годы.
Сегодня возрастают нагрузки на ось и интенсивность движения. Тяжеловесные автомобили становятся мощнее и грузоподъемнее. Дорожные "одежды" из асфальта, которые у нас доминируют, таких нагрузок не выдерживают. В результате быстрый износ полотна, высокая аварийность и недовольство россиян качеством магистралей.
Опыт Беларуси, Казахстана и других государств, где масштабное строительство бетонных дорог началось недавно, показывает, что дело продвигается успешнее, когда зеленый свет для него дает руководство страны. У нас увеличение доли строительства бетонных дорог предусматривает принятая в 2016 году Стратегия развития промышленности стройматериалов до 2030 года. Но все же рынку нужен более ясный сигнал, оформленный, например, постановлением правительства, о планомерном повышении доли бетонных дорог в новом строительстве.
Серьезным шагом в развитии новой технологии для российских дорог стало создание Ассоциации бетонных дорог. В ее состав вошли крупнейшие производители цемента, изготовители бетоноукладочных комплексов, проектные институты, подрядные организации, исследовательские и образовательные центры. Главная задача ассоциации - заполнить вакуум в области нормативной документации, продвигать идею о необходимости массового применения цементобетона в дорожном строительстве и вести конструктивный диалог с государством, представляя интересы участников рынка. Этой весной уже началась разработка стандартов и других нормативных документов для строительства долговечных цементобетонных покрытий. На дорожном полигоне МАДИ планируется проверка первых образцов цементобетона, который предполагается использовать в России. В этом же вузе введены курсы по бетонным дорогам для студентов, бакалавров и магистров. Лекции будут читать немецкие эксперты. Убежден, что все это окажется полезным для создания в России сети эффективных и безопасных автомобильных дорог.