При этом резко вырос внутренний туризм, но, как показала практика, люди не всегда готовы к экстремальным условиям и зачастую пренебрегают безопасностью. А расплачивается в итоге государство на деньги налогоплательщиков. Пострадавших эвакуируют вездеходами, судами на воздушной подушке, а зачастую и вертолетами. То есть развлечения и опасные хобби влетают в копеечку, которую сами спасенные не платят.
"МЧС России со спасателями на борту эвакуировало туристов, оказавшихся из-за непогоды заблокированными на вершине алтайской горы Ак-Кем. Состояние четырех спасенных мужчин удовлетворительное. Спасатели и экипаж воздушного судна в течение двух суток находились в аэропорту Горно-Алтайска в ожидании благоприятной метеообстановки. Когда в регионе установилась благоприятная погода и облачность в горах рассеялась, вертолет преодолел 240 километров".
Это одно из самых свежих - и с уверенностью можно сказать, далеко не последнее - сообщений пресс-службы МЧС России о спасении в горах. Кстати, на следующий день после этой операции в Магадан также вертолетом были доставлены туристы со сплава. А до этого на Ми-8 в Хакасии с пика Зуб Дракона сотрудники Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС эвакуировали пострадавшую альпинистку с переломом ноги. Еще одна спасательная операция в горах Таджикистана закончилась вообще трагедией. От сильного ветра вертолет Нацгвардии Таджикистана, перевозивший туристов, приземлился жестко и опрокинулся на бок. Погибли и вертолетчики, и туристы. И это уже не говоря об эвакуации российского альпиниста Александра Гукова, за которым пришлось посылать не вертолет, а самолет с медицинским модулем и целой бригадой медиков. При этом пакистанские спасатели во время поисков шесть раз задействовали вертолет и подвергали жизни своих пилотов риску. Поэтому неудивительно, что сложившаяся ситуация вновь вернула подзабытую было дискуссию о том, должны ли сами пострадавшие платить за свое спасение хотя бы частично. Или, может, необходимо ввести обязательное страхование для туристических групп?
Кстати, эти вопросы ставил еще в бытность главой МЧС России Сергей Шойгу. В январе 2010 года спасатели после многочасовых поисков обнаружили тела пяти туристов, попавших под снежную лавину в Кабардино-Балкарии. В поисковой операции были задействованы 70 спасателей и два вертолета. После этого Шойгу заявил, что за спасение альпинистов, которые терпят бедствие в горах, должны платить федерации этих спортсменов.
- Что касается незарегистрированных групп, то все затраты по поиску я прошу оформить и предъявить Федерации альпинизма или другим организациям, направляющим эти группы в горы, - заявил тогда министр на селекторном совещании в антикризисном центре МЧС.
В Федерации альпинизма России сообщили, что понимают проблему, но во всем мире людей перед выходом на маршруты обязательно страхуют, а если кто-то не застраховался, то в случае беды платит из собственного кармана. В России же система несовершенна, со страхованием проблемы, а денег, выделяемых федерации государством в год, не хватит даже на одну поисковую операцию.
"Закон, который существует сейчас, определяет: спасение людей - прерогатива государства, этим занимается специальная структура, министерство по чрезвычайным ситуациям", - помимо прочего резюмировал вице-президент Федерации альпинизма России Иван Душарин.
На этом тогда дискуссия в целом и завершилась, и стало очевидно, что в любом случае необходимо менять закон, а то и не один, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки.
Потом к дискуссии возвращались уже после того, как главой МЧС стал Владимир Пучков. Отправной точкой стали участившиеся операции по спасению рыбаков со льдин. Министр тогда сетовал, что если раньше рыбаки залезали в вертолет и благодарили пилотов чуть ли не на коленях, то постепенно успокоились и стали воспринимать прилет вертолета как должное и стали требовать забрать их обязательно вместе с уловом, со всем скарбом, а то и вместе со снегоходами и автомобилями на тросах.
Но и в тот раз глава МЧС признал, что рыбаки обнаглели потому, что действующие законы на их стороне. Они демонстративно в присутствии спасателей на берегу опрокидывают предупреждающие знаки и ступают на лед со словами: "Мы по Конституции имеем право находиться в любом месте, и вы не имеете права нас не пускать. Если что, то все равно спасете". Люди выходят на лед при любой погоде, даже если он ходуном ходит от любого прохождения катера. Ничего не останавливает, да еще и экстремальные селфи-видео снимают.
Однако все эти годы спасатели хоть и ворчали, что называется, в усы, но надежд на перемены не оставляли и аккуратно подсчитывали, во что обходится беспечность граждан.
Например, в прошлом году на Камчатке, несмотря на волнение моря в 5-6 баллов, двое рыбаков вышли на 6-метровой лодке, хотя прекрасно знали о штормовом предупреждении. Через сутки в экстренные службы обратилась жена одного из рыбаков. Немедленно были организованы поиски, которые продлились две недели. Задействовали три вертолета, несколько судов различных классов, около пятисот спасателей на прочесывание побережья, которые в результате и нашли оба тела, когда их прибило к берегу. Операция обошлась бюджету чуть ли не в 20 миллионов рублей.
Бывают случаи и иного рода со счастливым концом, но от этого не менее дикие. Например, 15 апреля прошлого года в Красноярском крае в акватории водохранилища Березовской ГРЭС оторвало льдину и отнесло от берега на 250 метров. В это время на куске льда находились 118 рыбаков, из которых 15 - дети. Спасательная операция длилась около 3 часов. А если бы их не спасли, прежде всего этих 15 детей, которых безалаберные отцы взяли с собой на лед, несмотря на выставленные предупреждающие знаки? Кто был бы виноват? На кого бы посыпались все шишки?
При этом спасатели подсчитали, что на спасение со льдины каждого любителя подледной рыбалки уходит в среднем по пять тысяч рублей. И это, как полагают общественники Сахалина, лишь нижняя граница стоимости. Вертолет-то ведь приходится поднимать как за десятками дрейфующих рыбаков, так и за двумя-тремя. Поэтому стоимость снятого со льдины местного жителя может достигать и двадцати тысяч рублей.
По примерной стоимости час полета вертолета Ми-8 обходится от 100 до 150 тысяч рублей, моторная лодка - в 1,2 тысячи, судно на воздушной подушке "Хивус" - в тысячу рублей, снегоход - 420.
Эта арифметика приводит к огромным суммам бюджетных расходов. Например, в прошлом году в одной только Свердловской области всего за месяц на профилактику и спасение рыбаков со льда, по самым скромным подсчетам, потратили более 2,3 миллиона рублей.
В прошлом году в Сибирском региональном центре МЧС России уже заявляли о разработке действенных мер противодействия нерадивым рыбакам. Спасатели на Дальнем Востоке даже заявляли журналистам, что намерены штрафами "воспитывать" чувство самосохранения у любителей подледной рыбалки. Но на какую сумму штрафовать, тогда так и не решили, поскольку опять же это не прописано законом.
А с другой стороны, МЧС действительно для того и существует, чтобы спасать людей. Одно дело, если группа альпинистов, рафтеров или просто туристов зарегистрировалась, согласовала маршрут заранее в МЧС, но так получилось, что попала в беду. Спасти - святое дело. А если люди пошли на свой страх и риск, так что, их не спасать? Или спасать, но потом выкатить счет? А если у спасенных денег нет?
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Сибирском региональном центре, а именно спасателям Сибири чаще всего приходится помогать горе-туристам, что надо вводить какие-то законодательные нормы ответственности для тех, кто безответственно относится к безопасности. Запрещать выходить на маршрут, лезть в горы, идти на рыбалку не надо. Но у людей должна быть страховка. Если люди будут застрахованы и будут знать, что в случае нарушений правил им страховку не выплатят, то их не придется заставлять проходить инструктаж и регистрировать свой маршрут. Еще и настаивать будут, зарегистрируйте нас. И тогда многих чрезвычайных ситуаций и трагедий можно будет избежать.
А этими кадрами один из телеканалов наглядно продемонстрировал, как сложно спасать альпинистов в горах Хакасии. На съемке видно, что пилоты вертолета Ми-8 с ювелирной точностью посадили на крохотную площадку между скал. Так же, рискуя жизнью, пытались посадить свою винтокрылую машину и таджикские пилоты. Но не смогли. Наши альпинисты возвращались, покорив одну из высочайших вершин Памира - пик Исмоила Сомони. Вертолет забрал команду после спуска и должен был доставить в базовый лагерь. Он находится на высоте около четырех километров над уровнем моря. Ветер и плохая видимость вынудили экипаж совершить жесткую посадку. Всего на борту было 15 пассажиров . Погибли пять человек - три альпиниста и пилоты.
А эти кадры сделаны в Хакасии. Там местным спасателям пришлось эвакуировать альпиниста, который получил травмы при восхождении на пик Птица. Сотрудники Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС России прилетели за пострадавшим в природный парк "Ергаки" (Красноярский край). Как сообщили очевидцы происшествия, серьезные травмы мужчина получил, пытаясь взобраться на пик Птица без надлежащего альпинистского снаряжения, страховки и навыков. Информация о происшествии поступила дежурным спасателям около трех часов дня. Тяжелые травмы бедра и возможные скрытые повреждения исключали пешую эвакуацию. В 15.10 вертолет МЧС России с группой спасателей был направлен на место происшествия, дальность полета составила около двухсот километров. Травмированного 47-летнего мужчину погрузили на борт и доставили в городскую больницу Абакана, сообщила пресс-служба ГУ МЧС по Хакасии.