"Простоквашино": эволюция важнейших героев Успенского на экране

Журнал
    15.08.2018, 15:42
Текст:   Олег Усков

Среди многих десятков придуманных Эдуардом Николаевичем Успенским отличных сюжетов две серии стоят особо впечатляющим, незыблемым, обласканным и почетно горделивым особняком - эпопеи Гены с его ворсистым Чебурашкой и неугомонных простоквашинцев. Сложно вспомнить более любимые и цитируемые в народе сказки. Причем даже если и вспоминаются такие, тут же оказывается: и в их создании "виновен" Успенский.

Неудивительно, что режиссеры раз за разом возвращаются в миры писателя - одна только пустоватая на аборигенов деревенька Простоквашино сейчас претерпевает уже третью свою реинкарнацию.

Первая в цикле повесть "Дяди Федор, пес и кот", к тому времени уже прославленного Геной с Чебурашкой и историей "Вниз по волшебной реке" - про мальчика Митю, "попаданца" во вселенную русских народных сказок (экранизирована в 83-м), была издана в 1974 году. Немедля стяжав грандиозный успех и обнаружив беспроигрышно приятные параллели с "Винни-Пухом" Милна и "Пенни Длинныйчулок" Линдгрен.

В свете чего исключительно логично, что экран подступился к сказке уже через год: Успенский написал сценарий, и был снят одноименный мультфильм из трех частей, гораздо более, чем вторая трилогия, близкий к букве оригинала. Скажем, там фигурировал весьма зловещего вида трактор по имени Тр-тр Митя, да и в целом графическое решение произведения, которым занимался художник-постановщик Борис Моисеев ("Незнайка", "Волшебник Изумрудного города"), то и дело призывало в память угловатые картины Василия Васильевича Кандинского.

Мультфильм не нашел зрительской симпатии и был быстро и плотно позабыт, получив вяленькую вторую жизнь лишь с массовым приходом Интернета. Что до Моисеева, так он и вовсе уехал в Канаду.

А вот настоящая феерическая слава - это уже 1978-й, когда вышли, по сценарию, опять же, Успенского, "Трое из Простоквашино" Владимира Попова ("Бобик в гостях у Барбоса", "Умка"). С музыкой Евгений Крылатова и эталонной озвучкой Олега Табакова, Валентины Талызиной (Мама, в книге - Римма), Марии Виноградовой (Дядя Фёдор), Бориса Новикова (Игорь Иванович Печкин) и Льва Дурова (Шарик).

Маму художник Левон Хачатрян, недолго думая, срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. Причем оба родителя Федора Дмитриевича явно пересвистывались с "предками" дружка Карлсона Малыша из мультфильма, вышедшего десятью годами ранее.

Забавно: Лариса по выходу страшно возмущалась - ее уязвило, что в фильме Мама изображена какой-то невротичкой. Да и очки у нее, мол, дурацкие.

Впрочем, это все ерунда по сравнению с тем, как создатели бились над образом главного героя - Дядю Федора перерисовывали несчетное количество раз, так и не придя, как видим, к общему знаменателю: внешность Федора довольно радикально меняется от серии к серии.

Мама, кстати, тоже меняется, но - это давно отметили наблюдатели - по большей части в плане номера груди, от примерно третьего как минимум к пятому, а далее вдруг поразительно и обескураживающе сдуваясь до нулевого.

В 1980-м вышел прямой сиквел - "Каникулы в Простоквашино", с новым художником. В 84-м - триквел "Зима в Простоквашино". В обоих случаях - ничуть не меньший триумф.

Есть и четвертый сегмент - "Весна в Простоквашино". Но у него, к счастью, судьба первой трилогии - заслуженное безнадежное забвение.

Ну а про перезапуск - новый сериал "Возвращение в Простоквашино", который будет теперь ежемесячно выходить до 2020 года в количестве тридцати новых, но сохраняющих дух оригинала серий, вы и так все знаете.

В 2014 году среди жителей России фондом "Общественное мнение" был проведен опрос, по результатам которого трилогия "Трое из Простоквашино" встала на третье место, уступив лишь сериалу "Ну, погоди!", взявшему "золото", и серебряному призеру - франшизе "Маша и Медведь".

Добавьте RG.RU 
в избранные источники