15.08.2018 20:21
    Поделиться

    На Ямале заработала вторая очередь завода по сжижению газа

    Заработала вторая очередь арктического завода по сжижению газа
    Отгружена первая танкерная партия сниженного природного газа (СПГ), произведенного на второй линии завода "Ямал СПГ". Она запущена на полгода раньше срока. Акционеры форсируют строительство мощностей предприятия, чтобы быстрее занять выгодные ниши на глобальном энергетическом рынке и окупить проект стоимостью около 27 миллиардов долларов. Мало того, компания "Новатэк" намерена уже в следующем году ввести в эксплуатацию дополнительную, четвертую, очередь завода. В отличие от трех ранее запланированных, она будет базироваться на отечественных технологиях и оборудовании.

    Напомним: "Ямал СПГ" предусматривает последовательный запуск трех идентичных линий сжижения совокупной производительностью 16,5 миллиона тонн. Первая заработала в конце 2017-го, вторая - в июле, на третьей, как ожидается, продукт получат через полгода. По словам главы компании-инвестора Леонида Михельсона, теперь в мировом производстве сжиженного газа доля ямальского составляет приблизительно 3,5 процента. Российский производитель в первой половине следующего десятилетия планирует реализовать в Заполярье, в акватории Гыданского полуострова, второй масштабный проект по производству СПГ, а к концу десятилетия впятеро увеличить его выпуск - до 55-60 миллионов тонн. Это составит, по различным прогнозным оценкам, от 6 до 10 процентов мирового объема. Многое будет зависеть от уровня спроса и предложения, а просчитать его на длительный период непросто.

    В следующем году инвестор планирует ввести в эксплуатацию четвертую очередь завода, которая будет базироваться на отечественных технологиях и оборудовании

    Опережение графика ввода перерабатывающих мощностей позволит компании нарастить и добычу природного газа в 2018-м минимум на шесть процентов (правда, на столько же она снизилась в прошлом году). Запасы Южно-Тамбейского месторождения велики, промысловая инфраструктура отлажена, сложностей тут не предвидится. Иное дело - транспортировка СПГ: строители газовозов высокого ледового класса, а все они заложены на зарубежных верфях, не успевают за темпами монтажно-пусковых работ на Ямале. На сей день флота хватает. Первая партия продукции со второй линии предприятия отправлена в "арендованном" танкере "Псков" - его завод "Ямал СПГ" взял в субчартер. Судно движется по западной ветке Северного морского пути к берегам Европы.

    Восточный маршрут, по которому груз можно гораздо быстрее доставить покупателям из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, пока осваивается. Зимой пробраться сквозь толстенные ледяные поля до Берингова пролива можно лишь в сопровождении ледоколов. А в летнюю навигацию, как показали недавние пробные рейсы до китайского порта Цзянсу-Жудун нескольких газовозов усиленной проходимости, они способны самостоятельно торить себе путь. Дорога заняла немногим более трех недель. Бороздить теплые воды, швартоваться у китайского берега танкерам ледового класса не будет нужды, когда на Камчатке появится СПГ-терминал. Здесь сжиженный газ перегрузят на обычные танкеры. Первую очередь терминала стоимостью 70 миллиардов рублей намечается запустить в 2022 году, сообщил на прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев.

    Что касается строительства будущей четвертой очереди завода мощностью 900-940 тысяч тонн, ее можно назвать опытной. Отечественные промышленники ревниво и не без обиды наблюдали, как заказы на миллиарды долларов уходили иностранным конкурентам. И вот, похоже, пришел черед российских производителей. Инвестор объявил, что на основе разработок наших ученых и инженеров создана оригинальная технология сжижения газа - "Арктический каскад". Как ожидается, она позволит ощутимо снизить капитальные затраты. В числе поставщиков оборудования - предприятия Росатома и Роскосмоса, десятки других, в том числе свердловские, курганские и челябинские.

    Справка "РГ"

    Комплексный план производства СПГ на полуострове Ямал принят правительством РФ в октябре 2010 года. Он предусматривал завершение проекта в 2018 году. Инвестору предоставлены налоговые преференции, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, за счет бюджета построен морской порт Сабетта. Контрольный пакет акций у "Новатэка", прочие - у французской Total, национальной нефтегазовой корпорации CNPC и Фонда Шелкового пути.

    Поделиться