Напомним: "Ямал СПГ" предусматривает последовательный запуск трех идентичных линий сжижения совокупной производительностью 16,5 миллиона тонн. Первая заработала в конце 2017-го, вторая - в июле, на третьей, как ожидается, продукт получат через полгода. По словам главы компании-инвестора Леонида Михельсона, теперь в мировом производстве сжиженного газа доля ямальского составляет приблизительно 3,5 процента. Российский производитель в первой половине следующего десятилетия планирует реализовать в Заполярье, в акватории Гыданского полуострова, второй масштабный проект по производству СПГ, а к концу десятилетия впятеро увеличить его выпуск - до 55-60 миллионов тонн. Это составит, по различным прогнозным оценкам, от 6 до 10 процентов мирового объема. Многое будет зависеть от уровня спроса и предложения, а просчитать его на длительный период непросто.
Опережение графика ввода перерабатывающих мощностей позволит компании нарастить и добычу природного газа в 2018-м минимум на шесть процентов (правда, на столько же она снизилась в прошлом году). Запасы Южно-Тамбейского месторождения велики, промысловая инфраструктура отлажена, сложностей тут не предвидится. Иное дело - транспортировка СПГ: строители газовозов высокого ледового класса, а все они заложены на зарубежных верфях, не успевают за темпами монтажно-пусковых работ на Ямале. На сей день флота хватает. Первая партия продукции со второй линии предприятия отправлена в "арендованном" танкере "Псков" - его завод "Ямал СПГ" взял в субчартер. Судно движется по западной ветке Северного морского пути к берегам Европы.
Восточный маршрут, по которому груз можно гораздо быстрее доставить покупателям из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, пока осваивается. Зимой пробраться сквозь толстенные ледяные поля до Берингова пролива можно лишь в сопровождении ледоколов. А в летнюю навигацию, как показали недавние пробные рейсы до китайского порта Цзянсу-Жудун нескольких газовозов усиленной проходимости, они способны самостоятельно торить себе путь. Дорога заняла немногим более трех недель. Бороздить теплые воды, швартоваться у китайского берега танкерам ледового класса не будет нужды, когда на Камчатке появится СПГ-терминал. Здесь сжиженный газ перегрузят на обычные танкеры. Первую очередь терминала стоимостью 70 миллиардов рублей намечается запустить в 2022 году, сообщил на прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев.
Что касается строительства будущей четвертой очереди завода мощностью 900-940 тысяч тонн, ее можно назвать опытной. Отечественные промышленники ревниво и не без обиды наблюдали, как заказы на миллиарды долларов уходили иностранным конкурентам. И вот, похоже, пришел черед российских производителей. Инвестор объявил, что на основе разработок наших ученых и инженеров создана оригинальная технология сжижения газа - "Арктический каскад". Как ожидается, она позволит ощутимо снизить капитальные затраты. В числе поставщиков оборудования - предприятия Росатома и Роскосмоса, десятки других, в том числе свердловские, курганские и челябинские.
Комплексный план производства СПГ на полуострове Ямал принят правительством РФ в октябре 2010 года. Он предусматривал завершение проекта в 2018 году. Инвестору предоставлены налоговые преференции, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, за счет бюджета построен морской порт Сабетта. Контрольный пакет акций у "Новатэка", прочие - у французской Total, национальной нефтегазовой корпорации CNPC и Фонда Шелкового пути.