16.08.2018 10:15
    Поделиться

    Эксперты проследили судьбу хранителей "Красного коня"

    Открывшаяся в Екатеринбургском музее ИЗО выставка "Владелица "Красного коня" посвящена трем поколениям семьи Басевич - Лотаревых, которые безвозмездно передали России уникальное собрание русской живописи. Большая часть коллекции до последнего времени хранилась в екатеринбургской квартире на улице Первомайской, и о ней не знал никто, кроме владельцев. Сейчас по воле коллекционера ее разделили: 34 работы перешли Третьяковской галерее, 73 - ЕМИИ.

    - Полотна важны не только сами по себе, за ними стоит патриотическая история. Эта выставка о бескорыстии, семейных ценностях, о личном мире собирателя, - говорит директор ЕМИИ Никита Корытин.

    Музей представил коллекцию ленинградской учительницы Казимиры Басевич. Центральное место отдано "Купанию красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина, которую она подарила Третьяковке еще при жизни. Другой гвоздь экспозиции - неизвестный до сих пор шедевр Петрова-Водкина "Троица", отошедший ЕМИИ: не совсем каноническое изображение удивленного Авраама на заднем плане и портрет жены в роли одного из Ангелов. Сам художник к работе для церкви относился строго: "Как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца".

    Казимира Басевич родилась в Иркутске в 1898-м в семье ссыльных поляков. Гимназию оканчивала уже в Харбине, в 1917-м поступила на Высшие женские курсы в Москве. Вместе с первым мужем, основателем Баргузинского заповедника, снова уехала в Иркутск, после университета работала преподавателем русского языка и литературы. Со вторым мужем, выдающимся инженером-гидротехником, переехала в Ленинград. В ташкентской эвакуации освоила профессию учителя географии. Этот предмет она преподавала до пенсии.

    Русское искусство начала ХХ века Казимира стала собирать после войны. "Коллекция приобреталась мной на сбережения, сделанные путем личных лишений", - напишет она позже. Казимира Константиновна приобретала полотна художников начала века, не выставлявшиеся в государственных музеях: Сарьяна, Кузнецова, Рериха, Бенуа, Серебрякову, Петрова-Водкина... Начав с покупок в комиссионках, познакомилась с коллекционерами, семьями художников, авторами...

    - Это не просто коллекция - Казимира Басевич сформировала для себя мир и в нем естественно и гармонично существовала, - отмечает Татьяна Юдкевич, ученый секретарь Третьяковской галереи.

    Наиболее выдающееся ее приобретение - "Купание красного коня" , без которого невозможно представить историю мирового искусства. В 1914 году художник отправил картину на выставку в Мальме, в Швеции она оставалась до 1950-го, когда вдове Петрова-Водкина удалось вернуть "Коня" на родину. Вдова предлагала работу Русскому музею, но тот не нашел средств, и в 1953-м картину купила Казимира Басевич. Воодушевленная полетом Юрия Гагарина, она решила подарить "Красного коня" и еще несколько первоклассных произведений Третьяковской галерее. В 1961-м шедевр занял место в постоянной экспозиции.

    После смерти Казимиры ее племяннице Галине Лотаревой прописаться в квартире тети на Кронверкском проспекте не позволили. Картины, за исключением отошедших Третьяковке, перевезли в Свердловск. До прошлого года коллекция хранилась запакованной в квартире Ренэ Лотаревой - дочери Галины.

    В начале прошлого года Ренэ Лотарева обратилась в ЕМИИ с просьбой помочь связаться с Третьяковской галереей. Она обнаружила в архиве документы, указывающие на желание двоюродной бабушки передать музею еще несколько работ. Ренэ Михайловна помнила квартиру на Кронверкском, где она ночевала на раскладушке под "Красным конем". Она боготворила Казимиру и последний год своей жизни посвятила исполнению ее воли.

    Комментарий

    Валентина Бородина, директор Хвалынского мемориального музея Петрова-Водкина:

    - Завидую белой завистью, радуюсь, что работы останутся в России. Счастливый жребий выпал Третьяковской галерее и Екатеринбургскому музею ИЗО благодаря таким жертвователям, как наследницы коллекции. Это "осколки редких пород", ведь они могли бы получить огромные деньги за наследство: аукционы дрались бы за возможность продать шедевры.

    Поделиться