23.08.2018 12:45
    Поделиться

    "Актеры" в Литве устроили провокационный перформанс в церкви

    В середине августа в литовской глубинке на границе с Польшей случилось скандальное событие. Группа литовских шоуменов повторила печально известный поступок Pussy Riot.

    В один из главных христианских праздников - Успения Богородицы, который в республике считается выходным днем, "актеры" устроили провокационный перформанс в польском костеле в селе Тургеляй (по-польски - Тургели) в Шальчиникском районе Литвы. Это "шоу", также как и выходка трех девиц в Храме Христа Спасителя, было постановочным и хорошо спланированным. В нем, как и в Москве, участвовали три исполнителя, устроившие самую настоящую клоунаду на глазах прихожан, пришедших в выходной день на утреннюю мессу. О подробностях этого кощунственного представления рассказали популярное литовское издание "Делфи" и телеканал LRT.

    Три человека около восьми утра на машине подъехали к костелу, где к тому моменту уже собрались верующие из окрестных приходов, гости из Польши. В Шальчиникском районе в основном живут представители польской диаспоры, и служба проходила на польском языке. Вид приезжих гостей в религиозных облачениях поначалу не вызвал подозрения у прихожан. У многих сельчан, находившихся в церкви, даже сложилось впечатление, что это - польские священники, тем более что они и были одеты, как ксендзы, в белые одежды. В костеле в этот момент шла служба, священник читал молитву. В считанные мгновения высокий, под два метра, мужчина в черно-белой "клоунской" раскраске на лице, больше напоминавшим обликом Джокера из "Бэтмена", подошел к алтарю. Не обращая внимания на священнослужителя, он стал говорить одновременно с ним. "В этом году Апокалипсиса не предвидится, - улыбаясь, сказал "ряженый" гость на польском языке. - В этом году свет снизойдет с небес 11 октября на арене в Вильнюсе". Позже выяснится, что режиссер "шоу" с задних рядов вел онлайн-трансляцию этого кощунственного действа в интернете. "Джокер" же таким образом завлекал публику на представление своей группы, которое действительно состоится в октябре на одной из концертных площадок литовской столицы. В довершение всего последний, закончив свою "проповедь", начал раздавать шокированным прихожанам папиросы-самокрутки, похожие на те, которые используют курильщики конопли.

    Подумаешь, это была рекламная юмористическая акция, так, переводя все произошедшее на "шуточки и прибауточки", скажут позже устроители акции. Нам была нужна бурная реакция в соцсетях, и почему мы должны спрашивать разрешения у церкви - в таком духе выскажется "режиссер" этого действа. А прихожане и церковь? Они для этих "клоунов" были всего-лишь декорацией, антуражем, некими "актерами второго плана" этого "спектакля".

    Люди в селе живут спокойные и неконфликтные, набожные и смиренные, которые всегда рады гостям. Прихожане еще несколько дней не могли оправиться от шока. Жители Тургеляя в один голос говорят об одном из главных для них религиозных праздников, который был испорчен в святом молитвенном доме. Марина Петрас сказала, что молилась очень близко от алтаря, но поначалу даже не слышала слов вошедшего в костел человека с раскрашенным лицом. "Мы готовились к празднику несколько дней, пришли сюда, в церковь. Мы смотрели, что происходит, и не понимали, что это за люди", - сказала женщина. О том, что в церкви организована провокация, поняли лишь после того, как "гости" стали раздавать налево-направо самокрутки. Но, пожалуй, лучше всего настроение и шок от увиденного передают слова еще одного жителя Тургеляя. "Я увидел маску смерти, я понял, что он одет как ксендз, но он был с этой маской. Я хотел сорвать, стереть ее и посмотреть на его лицо, кто же это был?! Но он был очень высоким, и я не смог сделать этого. Я просто потряс его и кричал: "Позвоните в полицию - пришли дьяволы!". Я был очень взволнован, - эмоционально сказал в интервью Владислав Шилобри. - Мы собрались, чтобы помолиться Богоматери, чтобы она помиловала нас, наших предков и наших детей. Но они пришли как сатана и вели себя плохо".

    В этой истории не меньше, чем выходка самих "артистов", поражает реакция официальных лиц и "сливок общества". Властей, силовых структур, церкви, шоу-бизнеса. А точнее то, что этой реакции попросту нет. Будто и не было святотатства. А была всего-лишь "неудачная шутка артистов", о которой проще всего быстро забыть. В полиции уверяют, что разберутся в ситуации, хотя, максимум, что грозит авторам и исполнителям "шоу" - это отнюдь не исправительные работы, а штраф. И они, идя на дело, прекрасно знали, что откупятся. И в отличие от московских девушек не попадут в казенный дом.

    Католическая церковь также хранит молчание. 22-23 сентября в Вильнюс приезжает Папа Римский Франциск: местные клирики целиком и полностью заняты организацией этого визита. Им не до того. Политики? Они, уверяют эксперты, свое слово еще скажут. В 2019 году в Литве пройдут выборы всех уровней, включая президентские, и скандал в костеле еще наверняка будут использовать в своих интересах политики всех мастей, начиная от либералов, заканчивая консерваторами и сторонниками защиты прав национальных меньшинств. Богема молчит и не комментирует рекламную акцию коллег по цеху. Благо, власти на тех не нападают.

    Реакции же в соцсетях и от общественности участники "перформанса" дождались. Она в равной степени как эмоциональная, так и взвешенная. По словам адвоката Раймундаса Юркаса, которого цитирует "Делфи", случившееся в церкви было "преднамеренной, запланированной акцией, достойной юридической оценки". "Литовская Республика подписала международное соглашение со Святым Престолом, и одно из этих соглашений предусматривает защиту религиозных объектов. С другой стороны, мы являемся частью европейской цивилизации, мы придерживаемся общих стандартов, и это отражено в Уголовном кодексе, следует понимать, что есть религиозные обряды, а также другие ритуалы, например, государственные церемонии, в которые не позволено вмешиваться", - это мнение профессора Вильнюсского университета Павла Субацкого. "Подобные перформансы вызывают лишь ощущение недоумения и горького послевкусия... История много раз показывала, что такой образ мыслей приводит к печальным последствиям", - полагает журналист Витольд Янчис. По его мнению, устроители акции стали жертвой ложных стереотипов, которые появились еще во времена Советского Союза. Дескать, поляки и русские не такие, как мы, они тупые - "ватники".

    Многие говорят о трусости устроителей акции. Раскрасив лица и спрятавшись за этими "масками", они пришли не в главный костел Вильнюса или в местную мечеть, где бы их наверняка, "избили до потери пульса". Отправились в тихое село к представителям национального меньшинства, унижая слабых. К тем людям, которые, как говорится, "мухи не обидят". Где нет спецназа с дубинками, а порядок охраняет участковый. Нагадили в храме, сняли свое действо на камеру и быстро уехали восвояси, радуясь вседозволенности.

    В этой истории есть важный моральный аспект. Доктрина "Нового мирового порядка", рожденная в конце 1980-х годов в умах сильных мира по ту сторону Атлантики, подразумевает полное разрушение национального самосознания и национального достоинства. Неизбежным следствием этого становится подрыв основ христианства, института брака и семьи. В основе этой "новой морали" лежит принцип - "Бога нет и все дозволено". А деяния, подпадающие под конкретные уголовные статьи, типа кощунственных выходок в православной или католической церкви, считаются "высокохудожественной акцией". Или переводятся в разряд "шутки талантливых и неординарных личностей".

    "Я хотел бы видеть, рискнет ли этот "художник" представить себя в качестве такого актера во время чьих-либо похорон, свадьбы, крестин ребенка, - пишет один из литовских пользователей. - Ясно одно, теперь любой безмозглый может вторгнуться в церковь во время мессы, может показывать голые задницы, может кричать, что это художественное выступление... Любой предел здравого смысла ушел, но за такие действия в обществе должна быть соответствующая ответственность".

    Лучше не скажешь.

    Поделиться