В Москве завершился военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". На трибунах финального представления можно было увидеть почетных гостей, среди которых особое внимание привлекал Стивен Сигал. Также приехали на "Спасскую башню" замминистра обороны Юрий Садовенко, заместитель мэра в правительстве Москвы Александр Горбенко, легендарный командир группы "А" герой Советского Союза Геннадий Зайцев, поэт Илья Резник, гендиректор "Оборонэкспорта" Александр Михеев.
Торжественную церемонию закрытия показали в прямом эфире. Тем не менее фестиваль - слишком масштабное событие, и не все попадает в объективы фото- и телекамер.
Немного статистики. На протяжении десяти дней на Красной площади выступили военно-музыкальные коллективы из России, Великобритании, Монако, Нидерландов, Омана, Швейцарии, Испании, Италии, Шри-Ланки, Мексики, Мьянмы, а также международный кельтский оркестр волынок и барабанов и международная команда ирландских танцев. Всего было 1456 участников.
Коллектив с самым старшим участником - "Старые гренадеры" Женевы. Гренадеру Роберу Було - 80 лет. В швейцарской роте служит и 15-летний Сальвадор Лилиан Жорж. Но не он самый младший. Есть два 11-летних участника. Точнее - участницы: мексиканка Мария Хосэ Мендоса Моралес и Кейси Шафер из Великобритании. Полно 12-летних, все из "Банды Монументаль" (Мексика): Эдэр Иван Росалес Арройо, Йувиа Паола Паласиос, Мариа Хосэ Миранда Тринидас, Оскар Миранда Тринидад, Марко Антонио Анайя Вилларреал. В группе кельтов-волынщиков есть Зара Купплес, ей 13 лет. Но на фестивалях она выступает с 9!
Что касается зрителей - надо признать, что любое число, которое нам назовут - немного условное. Точный подсчет невозможен. Поэтому давайте считать вместе: одновременная вместимость трибун - 7400 мест. Фестиваль идет десять дней, причем 2 сентября было два выступления. Плюс предпремьерный показ 23 августа: это тоже полноценное выступление. Свободных кресел практически не было, поэтому можно говорить примерно о 89 тысячах зрителей на трибунах.
Ежедневно Красную площадь (детский городок с концертной площадкой и конный манеж) посещали порядка 50 тысяч человек. А еще были: шествие по ВДНХ, выступления на вокзалах и в парках. Зрителей там подсчитать практически невозможно. Но для общего представления: по ВДНХ более тысячи участников "Спасской башни" шагали от Площади промышленности до главного входа. Это 1,2 км! И на всем протяжении шествия, местами напоминавшего карнавал, люди стояли в несколько рядов.
Кстати, именно "выход в народ" становится изюминкой, которая придает неповторимый колорит фестивалю. Там происходят сцены, от которых еще долго на твоем лице улыбка, а телефон полон занятных кадров.
Дикторов нет, и перед оркестрами просто несут табличку: кто такие. Некоторые не ждут милости от природы и крупно пишут, откуда приехали. Вот сцена: маршируют красавцы в белоснежных мундирах, на командире (в звании "подполковник") и на дирижере (уорент-офицере, по нашему - прапорщик) - багряно-алые ленты с надписями: MYANMAR.
В толпе идет бурное обсуждение: кто они и откуда? Активная женщина громко и без тени юмора кричит: да написано же - из Нарьян-Мара! Народ восторженно охает: "Точно!". И устраивает овацию загорелым "нарьян-марцам".
Бирму люди старшего поколения знают, а вот актуальное ее название (с 1989 года) - Мьянма - пока не всем привычно.
Ничего, для того и приезжают, чтобы открыть нам дивный колоритных древних культур.
Ну и информация для настоящих мужчин: все-таки фестиваль военно-музыкальный. Огнестрельное оружие в этот раз было только у наших и гренадеров из Женевы. Россия: карабины СКС у военнослужащих Президентского полка (ФСО) и у "преображенцев" (Комендантский полк минобороны). И огромные Fusil 1822 T Bis - у корпуса "Старые гренадеры" Женевы.
Ведущий называл "фузилы" мушкетами, швейцарцы великодушно не поправляли. На самом деле, это не совсем так. Калибр вполне мушкетный - 18-мм, но мушкету положен замок (то, что воспламеняет основной пороховой заряд в стволе) в виде фитиля, колесца (устройство, дающее сноп искр) или, на крайний случай - кремния. Увы, но оружие этой модификации модели "Т бис" перевели под капсуль-воспламенитель. Поэтому правильно называть его "пехотным ружьем".
Это французское оружие. По секрету мне рассказали, что эти "фузилы" использовала французская армия во время крымской войны. После чего армия Швейцарской Конфедерации купила их, а в 1900 - 1901 годах передала 50 штук в бессрочное пользование корпусу "Старых гренадеров".
Из них сегодня стреляют холостыми зарядами. В Москву швейцарцы привезли только ружья, порох им выдали российский. Как рассказывают швейцарские офицеры, однажды под Женевой они вывезли ружья на полигон, и провели стрельбы настоящими пулями. Стреляли на 30 метров. Результат: пули уходили куда угодно: направо-налево, или вверх-вниз. Но только не в цель. Стволы сильно изношенные.
"Что будет, когда вы вконец расстреляете свои исторические "фузилы"?" - спрашиваю у офицера Поля Брона. - Вы же стреляете очень много".
"На этот случай есть французская поговорка, - серьезно отвечает Поль. - Звучит в переводе на русский примерно так: у нас есть только глаза, чтобы плакать".
Так что цените каждую встречу с этими удивительными гренадерами. В последнем выступлении они опять палили, не жалея для нас ни "фузил", ни пороха.
…В самом конце финального выступления подвели итоги народного голосования. Призы зрительских симпатий директор фестиваля Сергей Смирнов вручил оркестру суворовцев и ансамблю барабанщиц пансиона воспитанниц Минобороны. А заммэра столицы Александр Горбенко - оркестру на велосипедах "Крещендо".
Завершение было классическим: "Прощание славянки" и потрясающе красочный салют.