05.09.2018 13:20
    Поделиться

    Дырка в обшивке корабля "Союз": в космосе или на Земле

    Кто "проделал" отверстие в обшивке космического корабля "Союз МС-09", которое привело к утечке воздуха на МКС? Версий в СМИ уже прозвучало множество - от повреждения микрометеоритом до саботажа в космосе. Прямо скажем, последняя особенно "впечатляет": якобы психически неуравновешенный космонавт решил таким образом досрочно вернуться на Землю.

    И вот последнее предположение: отверстие в обшивке "Союза МС-09", вероятно, было просверлено при сборке в подмосковном Королеве. Комиссия РКК "Энергия", расследующая инцидент, изучает книгу с замечаниями, в которую вносятся нарушения, выявленные в ходе производства и испытаний, а также меры по их устранению, сообщает РИА Новости со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли.

    Между тем, в "Роскосмосе" попросили представителей СМИ воздержаться от публикации непроверенной информации от анонимных источников по результатам работы комиссии по расследованию этой нештатной ситуации. Ее работа будет завершена в середине сентября, а выводы будут представлены в госкорпорации, тогда и будут определены меры по предотвращению подобных ситуаций. "Роскосмос" подчеркивает, что ссылки на так называемые "источники в ракетно-космической отрасли", которые сообщают различные "версии" расследования - лишь способ манипуляции информацией и воздействия на работу представителей комиссии.

    По словам экспертов, расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Однако серьезные специалисты, когда к ним обращаешься за комментарием, всегда говорят: давайте дождемся выводов следственной комиссии. И это правильно!

    Тем не менее, напомним: в российской космонавтике уже были громкие провалы по вине человека. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. В 2011 году спутник "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту из-за неточности в циклограмме работы разгонного блока…

    Особенно большой резонанс имел аварийный пуск "Протона-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" 2 июля 2013 года, который транслировался в режиме онлайн по телевидению. Как было установлено, три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов - грубо говоря, поставлены "вверх ногами".
    В декабре 2016 года произошла авария космического грузовика "Прогресс МС-04". Члены аварийной комиссии установили, что наиболее вероятная причина ЧП - возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя. Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете. После этого на Воронежский механический завод (ВМЗ) были отозваны все двигатели второй и третьей ступени ракет "Протон-М".

    Один из экспертов "РГ", генерал-майор Владимир Уваров приводил в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он лично присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

    История нашей космонавтики знает и другие случаи. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем и в определенные дни. А именно - после зарплаты. Оказалось, токарь прилично пил, и дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Даже такие всплывали вещи.

    Как считают многие аналитики, наши космические неудачи - следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!

    В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы. "Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, - рассказывал один из экспертов "РГ". - Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У тех же американцев наши технологии вызывали настоящую зависть".

    Поделиться