Расскажите, пожалуйста, о вашем открытии, которое назвали релиз-активностью. Как вы пришли к нему?
После окончания медицинского института я несколько лет проработал врачом-психиатром. Хочется отметить, что я любил свою работу, особенно интересовался новыми для того времени тенденциями в психофармакологии. Как и большинство моих коллег, я мало знал об альтернативной медицине, в том числе о гомеопатии, поэтому относился к ней негативно. Однако после перестройки представилась возможность ознакомиться с основами этого необычного направления, пройти впервые появившиеся официальные курсы обучения гомеопатии. Профессиональным гомеопатом я не стал, но сам способ лечения с использованием малых доз заинтересовал меня с научной точки зрения.
Гомеопатия, несмотря на более чем двухсотлетний опыт данного метода, слишком сложна для применения - для успешного лечения врач-гомеопат обязан обладать очень высокой квалификацией. Классическая гомеопатия является индивидуальной терапией и вследствие этого не может быть частью современной доказательной медицины. Но самое главное, я начал понимать, что принцип подобия, на котором основана классическая гомеопатия, не может объяснить всех эффектов, которые вызывают препараты в высоких разведениях.
Например, в 70-80-е годы прошлого века, без всякой связи с гомеопатией, известные ученые - химики и биологи во многих странах, в том числе и в России (академик И.П.Ашмарин, профессор Е.Б.Бурлакова и многие другие), в процессе проведения биологических экспериментов заметили, что разные препараты, разведенные до такой степени, что уже теоретически не содержат молекул исходного вещества, способны оказывать в организме действие на молекулярном уровне.
Был накоплен достаточно большой массив экспериментальных результатов о биологических эффектах препаратов в высоких разведениях (малых дозах), но к созданию новых лекарственных средств данные работы не привели. Во-первых, я полагаю, ученых сдерживало критическое отношение к гомеопатии. Во-вторых, не было какого-то прорывного, однозначного понимания механизма нового явления.
Постепенно я пришел к мысли, что разгадка кроется в самом процессе приготовления высоких разведений, который внешне представляет собой простое последовательное многократно повторяющееся уменьшение концентрации исходного вещества. Я предположил, что на самом деле, это крайне сложный технологический процесс, в ходе которого происходит появление (высвобождение) в полученном продукте совокупности новых физико-химических и биологических свойств, названных релиз-активностью.
Первый шаг к разгадке тайны высоких разведений был сделан в 1995 году, когда мы совместно с известными российскими научно-исследовательскими институтами организовали проведение серии экспериментов: животным вводили токсические или субтоксические дозы обычных фармакологических препаратов (преднизолона, диклофенака, феназепама, галоперидола, циклофосфана, аспирина и др.) и одновременно высокое разведение (малую дозу) этого же препарата. Оказалось, что во всех случаях "малая" доза оказывала модифицирующий (упрощенно говоря - каталитический) эффект, который проявлялся усилением действия фармакологического препарата и уменьшением его токсичности. В дальнейшем мы сами, и ряд ученых из фундаментальных физических институтов установили, что высокие разведения способны оказывать модифицирующее влияние на исходное вещество и вне организма.
Впервые обнаруженные нами модифицирующие свойства технологически обработанного носителя являются крайне полезной практической находкой, которую можно использовать как в медицине, так и в различных областях техники, в том числе в нанотехнологиях. Изучая высокие разведения, мы сотрудничаем с физиками, в том числе и с теоретиками. Известный физик-теоретик С.Одинцов считает, что природа высоких разведений остается не изученной, но актуальной, так как описание таких жидкостей может привести к новым фундаментальным открытиям.
Для фармакологии, конечно, прежде всего, важны молекулярные механизмы действия малых доз, которые на сегодняшний день изучены уже достаточно детально.
Есть ли другие научные группы, развивающие те же идеи, в России или за рубежом?
Проведенные исследования показали, что открытые нами новые возможности технологии получения высоких разведений открывают перспективу создания принципиально новых эффективных и безопасных лекарственных средств. Я прекрасно осознавал, что новые препараты необходимо разработать самим, так как ни в России, ни за рубежом никто аналогичной тематикой не занимался. В результате мы своими силами создали полноценное научно-производственное предприятие ООО "НПФ "МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ" полного цикла: от идеи до готовых лекарственных форм. Естественно, для того, чтобы организовать такое производство, мне пришлось много заниматься самообразованием, погрузиться в разные области знаний: фармакологию, биологию, иммунологию, патофизиологию. Со временем я защитил кандидатскую и докторскую диссертации под руководством моих учителей - известных ученых, академиков - фармаколога Е.Д. Гольдберга и нейробиолога М.Б. Штарка; стал профессором, а затем был избран в члены-корреспонденты РАН.
Как и многие другие небольшие фирмы, мы работаем на контрактной основе с профильными лабораториями. Сначала необходимые экспериментальные работы проводились только в России, но постепенно география расширилась: в настоящий момент мы сотрудничаем с исследовательскими организациями, университетами и институтами двадцати стран, публикуем полученные результаты в российских и западных журналах. Наш собственный отдел клинических исследований с мощным подразделением по статистической обработке данных самостоятельно проводит большое количество клинических исследований, в том числе международных - в соответствии с требованиями GCP; все они зарегистрированы на специализированном электронном ресурсе - www.clinicaltrials.gov.
Производство препаратов на заводе в Челябинске осуществляется в полном соответствии с национальными и международными требованиями к надлежащей производственной практике (GMP).
Насколько можно понять, препараты, которые вы разрабатываете, это не гомеопатия?
Гомеопатия - индивидуальная терапия. С современных позиций, цель гомеопатического назначения - попытаться вызвать ответ организма на препарат в малой дозе через иммунологические механизмы индивидуальной чувствительности. Наши научные работы позволили, по существу, создать новый класс биологических препаратов. По технологии приготовления он похож на гомеопатию, но по современным принципам применения, основанным на использовании молекулярных подходов, по возможности направленного воздействия на биологические мишени в организме, по эффективности, а главное - по возможности интеграции в доказательную медицину аналогичен "обычным" фармакологическим препаратам. Ведущие агентства по регулированию лекарственных средств в США, Англии, Европе (FDA, MHRA, EMA), с которыми мы проводили консультации, также считают, что наши препараты на основе малых доз антител относятся к биологическим, а не гомеопатическим.
В какой-то момент у компании появились новые лекарства, придуманные уже внутри компании. Расскажите, пожалуйста, когда и как это произошло и что это за лекарства.
В сотрудничестве с академиком М.Б.Штарком, а затем и специалистами других известных отечественных научных институтов мы разработали группу не имеющих аналогов препаратов на основе высоких разведений антител - белков, вырабатываемых иммунной системой. Основной особенностью данных средств, которые мы называем релиз-активными антителами, является их способность специфически воздействовать на молекулы-мишени в организме, модифицируя их физико-химические свойства, что приводит к позитивному изменению характера протекания биологических процессов, в которые они вовлечены. Такое воздействие является физиологичным по своей сути и обуславливает терапевтическое действие релиз-активных препаратов.
На сегодняшний день релиз-активные препараты применяются в различных терапевтических областях.
Разработка инновационных биологических препаратов на основе высоких разведений антител, в которой участвовали известные российские фармакологи, физиологи, фармацевты и клиницисты, дважды - в 2005 и 2006 годах была отмечена Премией Правительства РФ.
Нам очень хочется надеяться, что наше открытие будет и в дальнейшем поддержано на государственном уровне, а неизбежно возникающие при внедрении любого крупного начинания правовые и регуляторные вопросы будут решены - ради больных, которые нуждаются в безопасных и высокоэффективных лекарственных препаратах.
Компания ООО НПФ "Материа Медика Холдинг" фармацевтической деятельностью занимается с 1992 года. В настоящее время производит препараты "Анаферон", "Анаферон детский", "Эргоферон", "Тенотен", "Тенотен детский", "Диваза", "Ренгалин", "Колофорт" и др.