В Воронеже открылся первый автосалон электромобилей

В Воронеже открылся первый в российской провинции автосалон электромобилей. Прежде аналогичный магазин работал только в Москве. Но и столичные предприниматели, и отраслевые эксперты уверены: рынок машин, работающих на альтернативных источниках энергии, будет прирастать регионами. Если не за счет господдержки, то благодаря энтузиастам.

Начал с себя

История воронежского салона в этом смысле очень показательна. Руководитель крупной местной сети по продаже электротехники Андрей Суховерхов решил приобрести для себя новомодный кроссовер Tesla и отправился за редкой машиной в Москву. Столичная торговая площадка работает в инновационном формате "клуба пользователей", а потому директор не только купил там автомобиль, но и познакомился со всем топ-менеджментом. Интересы сошлись, и вскоре две фирмы открыли в Черноземье салон на условиях франчайзинга.

В помещении площадью 250 квадратных метров есть место для пяти машин, еще несколько выставлены на улице. Пока в линейке электрокары только трех брендов. Но со временем ассортимент будет расширяться, да и опробованная в Москве бизнес-модель позволяет продавать практически любые автомобили под заказ с доставкой. В худшем случае срок ожидания составит четыре месяца.

"Мультибрендовый салон электромобилей - это совершенно новый ретейл-формат в автобизнесе не только в России, но и в мире", - с нескрываемой гордостью говорит управляющий партнер московского предприятия Игорь Антаров.

Поясним, что на данный момент в России лишь несколько компаний продают электрокары собственного производства, да и не у всех они есть в принципе. Разумеется, такие машины располагаются в тех же залах дилерских центров, что и автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе или использующие гибридные технологии (когда электромотор и двигатель внутреннего сгорания объединены в одну цепь).

Условия для разрядки

Однако внимание потенциальных покупателей сосредоточено, как правило, на стандартных транспортных средствах. Причин тому несколько. Во-первых, электромобили дороже обычных версий (в основном из-за аккумуляторных батарей). Во-вторых, в России недостаточно развита зарядная инфраструктура. В-третьих, есть сомнения, что такие машины можно использовать в условиях русской зимы. И даже если разрядка аккумулятора на морозе - миф, то прогрев и работа климатической системы в салоне совершенно точно снижают заряд. И список "минусов" можно продолжить.

При этом апелляция к экологичности совершенно не работает. На днях портал "Авто Mail.Ru" провел опрос пользователей с целью выяснить, на какие характеристики они обращают внимание при покупке автомобиля. Большинство - 56 процентов - главным фактором назвало цену. А вот экологический класс имеет значение лишь для трех процентов респондентов. Конечно, у электромобилей немало и более очевидных "плюсов" - скажем, экономичность, бесшумная работа, безопасность (машину с тяжелой батареей под кузовом практически невозможно опрокинуть). Но эти же характеристики менеджеры автосалонов справедливо приписывают и стандартным моделям.

"Чтобы объяснить клиенту преимущества электрокаров перед традиционными автомобилями, нужно гораздо больше времени со стороны продавца, а также инвестиций в обучение и дооснащение со стороны производителей и дилеров", - поясняет Игорь Антаров.

В миллионном Воронеже есть всего три зарядные станции, но и те еще надо найти

В специализированном центре (а тем более в "клубе", как это происходит в Москве) работать с клиентом проще - многие приходят сюда, уже сделав выбор. Примечательно, что первую машину в Воронеже реализовали, когда салон еще был официально закрыт. Некий состоятельный пенсионер приобрел один из электрокаров, едва тот спустили с автовоза.

"Весь этот бизнес сейчас держится фактически на энтузиастах-продавцах ("серых" дилерах вроде того же столичного клуба) и энтузиастах-покупателях, готовых выложить до пары десятков миллионов рублей и еще оборудовать у себя в гараже зарядку, поскольку ждать скорого развития инфраструктуры пока не приходится не только в регионах, но и в столице", - отмечает Александр Орехов, один из немногих журналистов в России, специализирующихся на электромобилях.

Кстати, розетка в гараже - вовсе не фигура речи. По данным основателя московской компании Алексея Еремчука, в миллионном Воронеже есть всего три зарядные станции, которыми можно пользоваться бесплатно, но и те еще надо найти (в открытых источниках их локаций нет). Впрочем, говорят бизнесмены, соответствующая инфраструктура нужна скорее для путешествий на электромобиле. В условиях городской езды вполне хватает индивидуальных источников тока в гараже или у офиса.

Победят энтузиасты?

Не будет у первых воронежских покупателей и сервисного центра. Простые манипуляции с автомобилями смогут провести техники, работающие в салоне, но для ремонта машину придется доставить в столицу. Однако это, утверждают предприниматели, актуально только в случае ДТП - поломки якобы не грозят электромобилям минимум несколько лет. А к тому времени многое на рынке должно измениться.

Уверенность в этом основана на той же статистике продаж. По данным аналитического агентства "Автостат", за первую половину 2018-го в России нашли покупателей 52 электрокара, тогда как год назад - 29. По меркам авторынка в целом - ничтожные цифры, но каждый квартал они увеличиваются.

Кроме того, рост сегмента предусматривает и принятая в РФ Стратегия развития автопрома до 2025 года. Даже по пессимистичному сценарию через семь лет в стране ожидается минимум 65 тысяч таких машин, а по оптимистичному - до 100 тысяч. Не исключено, что вскоре владельцы электромобилей получат права, например, на льготы по транспортному налогу, скидки при приобретении полиса ОСАГО и бесплатную парковку в черте города. По информации Минпромторга РФ, ежегодно на программу стимулирования спроса на электротранспорт в 2018-2020 годах должно выделяться по 1,5 миллиарда рублей.

- Думаю, в Воронеже найдется определенное количество энтузиастов, да и на клиентов из соседних регионов новый автосалон вполне может рассчитывать. Но без государственных стимулов торговля электромобилями так и останется скорее эксцентричным хобби, чем серьезным бизнесом - в противном случае ей бы давно занялись официальные дилеры, - констатирует Александр Орехов. И тут же добавляет: - Но, в конце концов, и сам владелец Tesla Илон Маск - точно такой же энтузиаст, сумевший, однако, навязать мировым автогигантам свои правила игры.

Мнение

Сергей Иванов, главный редактор отраслевого портала EVmode.ru:

- Ввиду отсутствия в России зарядной инфраструктуры для использования электротранспорта требуются два условия: чтобы поездки совершались на относительно близкие расстояния и чтобы возможность зарядки была у собственного дома. В этой связи регионы с большими массивами частных домов и относительно компактными городами имеют преимущество над многоквартирной Москвой. Если ты живешь в частном доме с гаражом в Воронеже, ты скорее купишь электрокар, чем обладатель апартаментов на 14-м этаже в Москве.

А как у соседей

В августе две зарядные станции для электромобилей установили на автотрассе в Корочанском районе Белгородской области. Пока это пилотный проект энергокомпании, и услуга оказывается бесплатно. Владельцам электрокаров нужно лишь получить идентификационную карточку. Аналогичные объекты есть также в Рязани, Владимире, Костроме и райцентре Вязьма Смоленской области. Общее число станций в ЦФО неизвестно - разные источники дают противоречивые данные. Тем временем власти Рязанской области предъявляют предметный интерес к созданию производства электромобилей.