Примечательно, что региональные чиновники такое развитие событий считают чуть ли не успехом.
- Нами проделана достаточно большая работа. Я считаю, что это позитивный момент для сотрудников предприятия - вместо сокращения в феврале благодаря работе главы республики, его договоренности с ПАО "Татнефть" мы этот срок перенесли практически на полгода. За это время мы смогли показать "Татнефти", что завод конкурентоспособен. Правительство свою часть дорожной карты, то есть поиск новых инвесторов, заказов на предприятие, полностью выполнило, как и ПАО "Татнефть". Сейчас мы ожидаем финального решения от собственника, - отметил первый вице-премьер правительства Удмуртии Александр Свинин.
По его словам, окончательное решение владельцы примут "в этом деловом сезоне". Однако уточнить, когда он закончится, Свинин не смог. Сейчас на "Ижметмаше" работают лишь 134 человека - это люди, которые поддерживают жизнеспособность предприятия. В правительстве считают, что при любом варианте развития событий завод все-таки останется на плаву.
- Интерес к "Ижметмашу" большой, поэтому не вижу никаких проблем с тем, чтобы завод при любом сценарии развивался дальше. Предприятие сейчас довыполняет те заказы, которые там есть, - уточнил чиновник.
Несмотря на столь массовое увольнение, власти Удмуртии уверены, что люди без работы не останутся, и готовы помогать в поиске новых мест трудоустройства. Также, по их данным, планы развития некоторых заводов республики предполагают увеличение количества сотрудников от 50 до 300 рабочих. Глава региона Александр Бречалов ранее говорил, что у заводов Удмуртии наблюдается дефицит кадров по рабочим специальностям.
- Я знаю, что некоторые предприятия пытаются перекупать рабочих по схожим специальностям из Магнитогорска, Челябинска, Электростали, - пояснил он.
Тем временем бывший генеральный директор "Ижметмаша" Олег Лашкарев, которого с должности тоже уволили, но оставили пока в качестве консультанта, рассказал "РГ", что акционеры твердо убеждают: новое предприятие на площадях завода создадут. Однако когда это произойдет, никто сказать не может, а сроки инвестиционного совещания постоянно переносятся.
- Последний срок был 5 сентября, но инвестиционное совещание "Татнефти" перенесли на 12 сентября, а 13-го будет совет кредиторов, где должны одобрить или не одобрить работу нового предприятия на площадях "Ижметмаша". Когда увольняли людей, договорились с коллективом, что это процесс временный и большую часть мы вернем назад. Если этого не произойдет, станем дальше привлекать правительство, владельца предприятия, чтобы принимали меры. Будем продолжать борьбу, - прокомментировал происходящее Лашкарев.
Неопределенность с будущим очень задела простых рабочих. Сначала пообещали их не увольнять, теперь сократили, но обещают вернуть обратно. Только этим обещаниям, как оказалось, уже мало кто верит.
- Обещания, которые давали наши руководители, на сегодня, к большому сожалению, - пустые слова. Очень печально. Все надеялись, что будем организовывать новое предприятие, а оно приказало долго жить, - пояснил "РГ" один из бывших сотрудников "Ижметмаша".
Впервые о сокращениях на заводе стало известно в ноябре 2017 года. У предприятия накопилась задолженность в 170 миллионов рублей за поставленное электричество, газ и воду. Ситуация усугубилась, когда банки-инвесторы и его акционеры перестали финансировать предприятие. По одной из версий, это было связано с крахом "Татфондбанка".
Первое заявление о признании "Ижметмаша" банкротом поступило в арбитражный суд Удмуртии в сентябре 2017-го. Тогда истец требовал от завода погасить долг в 380 тысяч рублей. В ноябре того же года еще один из контрагентов подал заявление, чтобы ускорить рассмотрение дела о банкротстве.
Чуть позже глава Удмуртии сообщил, что у группы "Татнефть", куда входят банки-акционеры завода, есть план реконструкции предприятия и дозагрузки завода на три миллиарда рублей за счет перевода части производства с Бугульминского механического завода. После этого на работу вывели около 550 сотрудников, однако позже Бугульминский завод отказался предоставлять заказы на "Ижметмаш".
В январе 2018 на заводе ввели процедуру наблюдения, а в середине марта правительство Удмуртии и "Татнефть" подписали дорожную карту по выводу предприятия из кризиса. В апреле приобретением завода заинтересовалось АО "КМЗ Ижора-металл". В июле правительство Удмуртии и "Татнефть" сообщили: в ближайшее время увеличат загрузку цехов и запустят в работу основные печи металлургического передела, что позволило бы выполнять крупные заказы. Их портфель оценивали в два миллиарда рублей. Однако ничего из представленных планов в жизнь внедрять до сих пор не начали.