Кульминацией юбилейных торжеств станет премьера оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени", которая пройдет ровно через 150 лет после открытия театра - 25 мая 2019 года. Дирижировать будет Кристиан Тилеманн, один из крупнейших современных дирижеров - специалистов по немецкой музыке. А режиссером станет Вансан Уге - сравнительно молодой, но уже очень востребованный оперный режиссер, бывший ассистентом легендарного Патриса Шеро. В главных партиях выступят Нина Штемме, Стивен Гулд, Камилла Нилунд и другие виднейшие исполнители вагнеровско-штраусовского репертуара. "Мы собрали потрясающий состав. Надеюсь, никто не заболеет", - поделился директор вечным опасением оперных менеджеров. Почему именно эта опера? "Женщина без тени" - единственная опера Штрауса, написанная в Вене и поэтому особенно ценимая венской публикой. Кроме того, ее премьера прошла ровно сто лет назад. "Я не люблю юбилеи, но тут их получилось сразу два", - сказал Мейер.
Однако просто премьеры - одной из шести новых постановок, которые Венская опера делает каждый сезон, - оказалось мало для юбилея. На следующий день, 26 мая, пройдет грандиозный концерт под открытым небом на площади у театра. "Это будет событие уже не для 2000 любителей оперы, а для всех желающих, бесплатно", - рассказал директор. Оркестр при этом будет находиться на сцене, а певцы - появляться в окнах театра и соседних зданий. Помимо этого в течение года будет много специальных лекций, конференций и трансляций спектаклей в разных городах Австрии.
Главным техническим новшеством сезона станет интеграция системы интернет-трансляций с системой многоязычных субтитров, установленной в театре в минувшем году. Отныне зрители платных интернет-трансляций в России смогут слушать и смотреть оперу - а на сезон запланировано 45 трансляций - с русскими субтитрами.
Будут и новшества с артистами, выступающими на прославленной сцене. Например, оказалось, что Валерий Гергиев, который много раз дирижировал Венским филармоническим оркестром, никогда не руководил этими музыкантами в оркестровой яме Венской оперы. В этом сезоне Гергиев продирижирует "Парсифалем" в Венской опере . Разумеется, шла речь на пресс-конференции и о российских артистах, которые активно присутствуют и в оперной, и в балетной труппах, и в оркестре театра.
Почему у вас так много русских певцов поют в русской опере?
Мейер: Это мой принцип: я никогда не смотрю на паспорт артиста: мне важно, есть ли у него талант. И мне доставляет большую радость, что в Венской опере можно услышать любые языки. В штате театра есть по крайней мере 16 россиян - солистов оперы и солистов балета - и 5 человек в Венском филармоническом оркестре, который играет в Венской опере. У нас есть очень хорошие певцы из России: Аида Гарифуллина, которая начинала у нас, наш настоящий бриллиант сопрано Мария Назарова. Российские певцы часто выступают и как гости на нашей сцене - молодая певица Елена Гусева, которую очень полюбили в Вене, в каждом сезоне участвует Анна Нетребко, выступают Ирина Лунгу,Ольга Перетятько, Татьяна Сержан, Альбина Шагимуратова, которая начинала у нас, Елена Жидкова, Дмитрий Корчак, живущий в Вене, Максим Миронов, замечательный дирижер Семен Бычков.
Существуют ли программы для молодых певцов в Венской опере?
Мейер: Я очень хотел бы сделать такую программу! Но мне не удалось получить на это денег от правительства, и я решил пойти другим путем. У нас есть несколько спонсоров, которые платят стипендии молодым певцам. Каждый год три-четыре молодых певца получают у нас такую стипендию. Иногда они начинают работать в основной труппе, начинается их успешная карьера. Мне всегда доставляет огромное удовольствие находить молодых певцов. Я каждый год сижу на 6-8 вокальных конкурсах и слушаю где-то 700-800 молодых певцов. Но это как за грибами ходить: иногда ничего не находишь, иногда находишь замечательный гриб. Мне очень нравится быть с молодыми певцами при начале их карьеры. Так было с Аидой Гарифуллиной - она не как стипендиат пришла, но в Венской опере было начало ее карьеры.
Подготовила Ирина Муравьева.