Почти всегда максималистки-настроенные журналисты ждали, что по результатам Священного Синода РПЦ будет принято решение о приостановке евхаристического общения с Константинопольского патриархата. Крайняя мера принята не была: дверь оставлена приоткрытой. Но приостановлены многие важные вещи в общении двух поместных церквей - поминовение Константинопольского патриарха, сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и участие во всех структурах, в которых участвуют представители КП, включая ассамблеи и богословские диалоги.
В заявлении Священного Синода изложены причины такого решения. Они связаны с тем, что Константинопольский патриархат незаконно, вопреки церковным канонам вторгается на каноническую территорию Русской православной церкви. Обосновывая при этом свои деяния, по словам митрополита Волоколамского Илариона, "своеобразной историософией".
Исторически РПЦ существовала как единая митрополия с центром в Киеве, и даже когда возглавляющий ее митрополит переехал во Владимир, а потом в Москву, он продолжал называться "Киевским". В 1448 году святитель Иона был избран первым главой Церкви без согласования с Константинопольским патриархатом, потому что его тогда в Константинополе просто не было. Затем с 1458 года Константинополь назначил в Киев своего митрополита и 200 лет существовала Киевская и Московская митрополии, воссоединившиеся в 1686 году. Тогда Киевская митрополия вошла в состав Русской православной церкви, и Константинопольский патриарх Дионисий 4 подтвердил это своею грамотой. Речь в ней никак не шла о "временном вхождении", это было постоянное присутствие, длившиеся 300 лет. В 1892 году автокефалия Русской церкви получила одобрение всех Поместных православных церквей.
К сожалению, история отношений двух церквей в XX веке отмечена странным поведением Константинопольского патриархата. В годы богоборческих терзаний Русской церкви Константинополь становился на сторону терзателей, поддерживал инспирированное большевиками обновленческое движение и т.п.
Константинопольский патриарх Григорий 7 даже предлагал патриарху Тихону сложить с себя патриаршие полномочия, уступив власть обновленческому Синоду.
История взаимоотношений двух церквей в XX веке, к сожалению, резюмируется так, как только РПЦ оказывается в трудных обстоятельствах, из Константинополя следует удар ножом в спину, сказал митрополит Иларион. Константинополь поддерживал автокефалию Польской православной церкви, а также Константинопольскую юрисдикцию церквей на территории Финляндии и Эстонии, канонически относящиеся к Русской церкви. Сегодня печальные события повторяются.
- Мы приняли вынужденное решение, - сказал журналистам митрополит Иларион. Мы очень хотели его избежать.
Последней попыткой это сделать стала поездка патриарха Кирилла в Стамбул, где во время доверительной братской беседы он предостерег Константинопольского патриарха Варфоломея от незаконных действий. Но как только он уехал, патриарх Варфоломей собрал Синод, принявший решение не принимать предложений Русской церкви. Последовали доклады о том, как Константинополь будет действовать дальше на Украине. И это поставило Русскую церковь перед необходимостью принять ответные меры. 14 сентября Священный Синод их принял.
Это не самые детские из возможных мер разрыва отношений, но, как подчеркнул митрополит Иларион, если намеченная Константинополем политика на Украине будет продолжаться, возможно, последует разрыв евхаристического общения. И у гордящегося своей "вселенскостью" Константинопольского патриарха точно вполовину уменьшится паства.
Пока евхаристическое общение не прервано, и паломники на Афон, и оказавшиеся за границей россияне могут пока причащаться в храмах Константинопольской церкви.
Митрополит Иларион также подчеркнул, что Константинополь торопится в своих решениях по Украине, чтобы уложиться в сроки президентства Петра Порошенко. Политические подоплеки торчат из-за церковных беззаконий Константинополя, как ослиные уши.
В Русской церкви же открыто предупреждают, последствия предоставления Константинополем автокефалии киевским раскольникам могут быть самыми непредсказуемыми. В том числе это может привести к кровопролитию.
Если объявить каноническую Украинскую церковь, имеющую вековую историю и реальные христианские традиции, церковью страны-агрессора и отдать раскольникам контроль над важнейшими святынями - Киево-Печерской и Почаевской Лавры, настоящие православные верующие пойдут защищать свои святые места, и может начаться кровопролитие, сказал митрополит Иларион телеканалу RT.
А митрополит Онуфрий сообщил членам Синода, что каноническая церковь не намерена встречаться с посланниками Константинополя, "потому что они сюда приехали без нашего благословения", то есть незаконно.
На Украине действует каноническая Украинская православная церковь во главе с митрополитом Онуфрием, это единственная признанная в православном мире церковь. Так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, церковь раскольническая, ее предстоятеля в 1997 году РПЦ предала анафеме. Есть еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ), но это также неканоническая религиозная организация, находящаяся вне канонического общения с преобладающей частью других православных церквей.
Крайняя мера - приостановка евхаристического общения с Константинопольским патриархатом - принята не была: дверь оставлена приоткрытой. Поэтому и паломники на Афон, и оказавшиеся за границей россияне могут пока причащаться в храмах Константинопольской церкви. Но приостановлены многие важные вещи в общении двух поместных церквей.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"