Официальный представитель министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков на брифинге в воскресенье рассказал новые подробности авиакрушения российского самолета Ил-20 у берегов Сирии.
Экипаж Ил-20, по его словам, до последнего пытался спастись. "В 22.03 сирийская зенитная ракета поразила более крупную, чем израильские F-16, цель - наш самолет Ил-20. После чего командир экипажа доложил о пожаре на борту и о начале экстренного снижения. В 22.07 минут отметка российского разведывательного самолета Ил-20 исчезла с экранов радиолокационных средств", - рассказал Конашенков.
В Минобороны подчеркнули, что израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность российского самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16, это значит, что именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты. По словам Конашенкова, израильтяне знали и о том, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания "свой - чужой", и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей. Во время маневра израильского истребителя Ил-20 совершал поворот для захода на посадку на аэродром Хмеймим и оказался на направлении огня сирийских средств ПВО по израильским самолетам. "Подчеркну, что, наблюдая российский Ил-20, израильские истребители, продолжая маневрировать в данном районе, прикрылись им от зенитных ракет ПВО военных Сирии", - сообщил Игорь Конашенков.
При этом оповещение российской группировки о проведении своей операции израильская сторона сделала не заблаговременно, как предусмотрено имеющимися договоренностями, а одновременно с началом ударов. В 21:39 представитель командования ВВС Израиля в звании полковник оповестила по каналу "деконфликтинга" командование российской группировки войск в Сирии о предстоящем ударе по объектам в Сирии. И уже через одну минуту, в 21:40, четыре израильских самолета F-16 нанесли удары управляемыми авиабомбами GBU-39 по промышленным объектам в провинции Латакия. "Подобные действия являются прямым нарушением российско-израильских договоренностей 2015 года по предотвращению инцидентов между нашими вооруженными силами на сирийском направлении, достигнутых в рамках деятельности совместной рабочей группы", - рассказал представитель российского военного ведомства.
Более того ВВС Израиля ввели российских военных в заблуждение, неверно оповестив о месте своих авиаударов. "В ходе переговоров представитель штаба ВВС Израиля сообщила, что цели, по которым планируется нанести удары израильской авиации, находятся на севере Сирии, тогда как удары были нанесены не в северной части Сирии, а в районе Латакии, которая является западной провинцией, а сам город Латакия расположен на западном побережье страны. После этого командир российского Ил-20, находившегося в тот момент на севере Сирии, получил указание уходить из района выполнения задачи южнее и возвращаться на базу", - рассказал Конашенков.
То есть, дезинформация по поводу района нанесения израильских авиаударов не позволила вывести российский самолет Ил-20 в безопасный район. Кроме того, израильские военные не указали местонахождение своих F-16. Конашенков отметил, что разговор с израильской стороной велся на русском языке, и в Минобороны России имеется соответствующая аудиозапись.
Кроме того, отметили в российском военном ведомстве, четыре израильских истребителя F-16 покинули зону, где был сбит российский Ил-20, только более чем через 10 минут после того, как получили информацию об инциденте.
"Израильские самолеты не ушли в свое воздушное пространство, а остались в этом же районе и продолжали дежурство в воздухе до 22.40. Тогда как в 22.29 дежурный офицер командования российской группы в Сирии довел израильскому офицеру на командном пункте ВВС информацию о том, что российский самолет Ил-20 терпит бедствие и потребовал вывести израильскую технику, чтобы задействовать спасательные средства", - рассказал генерал Конашенков.
Однако уже после авиаудара израильские самолеты, по словам Конашенкова, вновь заняли зону дежурства на удалении 70 километров западнее побережья Сирии, поставив радиоэлектронные помехи, и, вероятно, готовясь к нанесению повторного удара.
Кроме того, оказалось, что российская сторона уведомляла Израиль о своих полетах в ходе операции в Сирии в 12 раз чаще, чем израильтяне - Россию.
"Командному центру ВВС Израиля за время действия договоренностей было направлено 310 уведомлений о действиях Воздушно-космических сил (ВКС) России вблизи израильской территории. В то же время израильская сторона давала уведомления лишь 25 раз - и всегда только непосредственно перед самими ударами", - пояснил представитель Минобороны РФ.
По словам Конашенкова, российская сторона ни разу не нарушала договоренности с Израилем и не применяла развернутые в Сирии российские средства ПВО. И это, даже несмотря на то, что в ходе нанесения Израилем авиаударов в ряде случаев возникали ситуации, создававшие потенциальную угрозу российским военнослужащим.
Игорь Конашенков отметил, что поведение израильских летчиков в корне отличается от действий американской авиации в том же регионе. "У России и США действует канал коммуникаций для предотвращения инцидентов в воздухе - стороны заблаговременно оповещают друг друга о планах применения авиации в различных районах Сирии. Это позволяет своевременно принять меры по исключению любых ситуаций, несущих угрозу российским и американским военнослужащим, как в воздухе, так и на земле", - рассказал он.
Благодаря этому ни одного серьезного инцидента, связанного с российскими или американскими военными самолетами в Сирии, зафиксировано не было.
Российские военные возложили вину за гибель самолета Ил-20 и 15-ти российских военнослужащих целиком на ВВС Израиля и на тех, кто принимал решение об их вылете. Представленные объективные данные, по словам генерала Конашенкова, свидетельствуют о том, что действия израильских летчиков-истребителей говорят или о их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности.
Военный подчеркнул, что действия истребителей ВВС Израиля вечером 17 сентября осуществлялись в районе трасс захода на посадку на аэродром Хмеймим не только военных, но и гражданских пассажирских самолетов. То есть, была прямая угроза уничтожению обычных рейсов. "Израильские истребители несли угрозу любым пассажирским и транспортным самолетам, которые могли оказаться в это время в том регионе и стать жертвами авантюризма израильских военных", - указал генерал Конашенков.
Военный в заключение сказал, что военное руководство Израиля либо не ценит уровень отношений с Россией, либо не контролирует отдельные командования и командиров, понимавших, что их действия приведут к трагедии.
Напомним, российский самолет-разведчик Ил-20, который находился в 35 километрах от побережья Средиземного моря, был сбит 17 сентября при возвращении на авиабазу Хмеймим. В это же время четыре израильских истребителя F-16 атаковали сирийские объекты в Латакии. Как заявили в Минобороны РФ, прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под удар ПВО Сирии, Ил-20 был сбит ракетой комплекса С-200. Погибли 15 российских военнослужащих.