С инициативой выступил руководитель Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России Сергей Сазин на VII всероссийской конференции "Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018", которая прошла в Калининграде. Как предполагают следователи, уголовные дела по статье 238 УК РФ "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - это мощный инструмент предупреждения транспортных катастроф.
В прошлом году правоохранители провели в регионах Северо-Запада и нескольких субъектах ЦФО 50 водных рейдов и возбудили 45 уголовных дел по 238-й статье. Речь идет и о водных экскурсионных перевозках, и о переправах граждан и транспортных средств, и о ресторанных и гостиничных услугах на плавучих дебаркадерах. В текущем году рейды продолжились - сейчас насчитывается около 30 уголовных дел.
Как отмечают в Северо-Западном следственном управлении на транспорте, благодаря этим превентивным мероприятиям уровень безопасности водных перевозок существенно вырос. Конкретный пример - в последнее время в Санкт-Петербурге практически все лодки, которые проверяют специалисты, оснащены новыми спасательными жилетами. Раньше можно было наблюдать и старые спасательные средства, которые при прикосновении едва не рассыпались в труху, и тряпичные строительные жилетки, имитирующие спасжилеты.
Однако в некоторых случаях суды отказываются привлекать недобросовестных перевозчиков к уголовной ответственности, аргументируя свою позицию тем, что никаких ЧП не произошло. Нарушители отделываются небольшими административными штрафами. К примеру, максимальная финансовая санкция статьи КоАП РФ "нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта и на маломерных судах" составляет тысячу рублей. Статья 238 УК РФ, для сравнения, предусматривает штраф до 300 тысяч рублей и лишение свободы на срок до двух лет.
Чтобы исключить разночтения и избирательность при применении законодательства, Сергей Сазин предложил сохранить административное наказание только для владельцев судов, не оказывающих услуги другим потребителям. Если же водный перевозчик занимается коммерческой деятельностью и при этом нарушает закон, его действиям необходимо давать исключительно уголовно-правовую оценку по статье 238 УК РФ.
- Нужно четко разделить граждан, которые самостоятельно управляют судами и при этом нарушают правила, и граждан, которые за материальное вознаграждение оказывают услуги, не отвечающие требованиям безопасности, - подчеркивает Сергей Сазин.
Инициатива вошла в итоговую резолюцию конференции. В перспективе проработкой вопроса займутся российские законодатели.