При этом слухи о боевых отравляющих веществах, используемых российскими специалистами, на Западе кем-то настырно продолжают аккумулироваться. Дошло до того, что Соединенные Штаты Америки призывают Россию не использовать химическое оружие. То самое, напомним, которого у нас уже целый год нет.
"Со всей ответственностью заявляю, что все имевшиеся запасы химического оружия в Российской Федерации были полностью и безвозвратно уничтожены. Это подтверждено сертификатом, выданным Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге", - рассказал в среду журналистам начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (ранее находилось в Минобороны, ныне в структуре Минпромторга) генерал-полковник Валерий Капашин.
По его словам, специалисты уничтожали опаснейшие вещества в течение 15 лет - с 2002 по 2017 год. "Почти 5500 дней и ночей практически без выходных и остановок, работая в несколько смен", - рассказал он.
При этом поставленная задача была выполнена без единого происшествия. "Вести работы в неспешном режиме, не прибегая к использованию высоких температур (в отличие от США, где сжигали отравляющие вещества), позволили уникальные двухстадийные технологии, разработанные отечественными учеными. Все необходимое для обеспечения безопасности предусматривалось заранее, на это мы ресурсов не жалели. Скажем, при создании объектов по уничтожению химического оружия до 70 процентов средств тратилось на системы безопасности - не только экологической, но и технической, технологической, антитеррористической, информационной", - цитирует генерала Капашина издание "Военно-промышленный курьер".
На уничтожение химоружия в России было потрачено порядка 320 млрд рублей. Но эти средства, по словам Валерия Капашина, нельзя считать потраченными безвозвратно. Ведь они были освоены российскими научными, проектными, строительными, промышленными, медицинскими, управленческими и другими организациями. В регионах хранения и уничтожения химоружия - Удмуртии, Брянской, Кировской, Курганской, Пензенской и Саратовской областях - были построены сотни объектов инфраструктуры общей стоимостью более 12 млрд рублей.
Кроме того, созданные объекты по уничтожению химического оружия являются современными высокотехнологичными промышленными предприятиями, которые постепенно будут переданы инвесторам.
Инвесторы проявляют к этим объектам повышенный интерес, и будущие владельцы у некоторых уже определены. "В первом полугодии 2019 года мы передаем первый объект "Почеп" в Брянской области Московскому эндокринному заводу. Там будут производиться активные субстанции для изготовления медицинских препаратов. В настоящее время такие субстанции закупаются за рубежом", - привел пример Валерий Капашин.
"На всех объектах, участвовавших в уничтожении химического оружия, ведутся работы по ликвидации последствий их деятельности. Иными словами, привести все оборудование и цехи в гарантированно безопасное состояние. Эта задача не такая масштабная, как уничтожение химоружия, однако, не менее опасная. Даже микроскопические остатки отравляющих веществ в трубопроводах, кранах, реакторах-дозревателях или каких-то других участках технологических линий представляют смертельную опасность", - сказал генерал Капашин, добавив, что выполнять работы должны подготовленные специалисты, а набрать людей с улицы нельзя.
"Думаю, в 2024-2025 годах мы передадим последний объект новому владельцу", - заключил он.
Кстати, американская сторона не верила, что Россия сможет так оперативно уничтожить химоружие, не причинив ущерба окружающей среде и людям. "У американцев было на 25 процентов меньше запасов боевых отравляющих веществ, чем у нас. Они раньше приступили к их промышленному уничтожению, но завершат этот процесс позже", - рассказал генерал Капашин. Ранее представители американских властей заявили, что им потребуется еще около 5 лет, чтобы завершить этот процесс.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"