Целью предлагаемых изменений является быстрая передача управления ресурсоснабжающей организацией в руки руководителей, которые способны справиться с проблемой, в случае угрозы нарушения бесперебойного водо- или теплоснабжения. Они должны не допустить аварийной ситуации или справиться с ее последствиями. Такой маневр будет и называться "перехват управления". Применить его можно для смены руководства теплоснабжающей или теплосетевой организации, компании, осуществляющей горячее или холодное водоснабжение и водоотведение.
План публичного управления будет утверждаться регионом, отметила Елена Солнцева, директор департамента ЖКХ минстроя во время общественной экспертизы документа в Общественной палате России. При отклонении от этого плана управляющий будет отстранен.
Назначается администрация на 12 месяцев. Этого времени, по мнению разработчиков документа, достаточно для того, чтобы урегулировать ситуацию.
Проект закона о "перехвате управления" при риске непрерывности оказания коммунальных услуг во вторник поддержал Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, сообщили "Российской газете" в министерстве строительства и ЖКХ. Норма будет распространяться на всех ресурсников, в том числе, на концессии и аренду, и даст четкий и прозрачный механизм выхода из кризисных ситуаций.
Использовать новый механизм планируется в экстренных случаях. Когда очевидно, что руководство ресурсоснабжающей компании не способно справиться с ситуацией, к примеру, поставить тепло, когда на улице зима. При принятии решения будут учитываться действия руководителей компании или их бездействие. "Перехват управления" неизбежен, если поставщик тепла и воды уклоняется от устранения причин аварийной ситуации, ликвидации последствий.
Законопроектом прописываются правила "перехвата управления". Власти субъекта обращаются в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления в ресурсоснабжающей организации и назначении публичного управляющего еще до вступления в силу решения арбитражного суда. С даты назначения управляющего полномочия руководителей ресурсоснабжающей организации прекращаются. Этот порядок схож с тем, что применяется при отзыве лицензии у банков. Публичный управляющий может распоряжаться имуществом организации. Кроме того, он обязан назначить единую теплоснабжающую организацию или гарантирующую организацию, в чьей зоне деятельности находятся объекты коммунальной инфраструктуры. Если публичное управление назначается в единой теплоснабжающей организации муниципалитета, допускается привлечение ресурсов соседнего населенного пункта.
В минувшем отопительном сезоне в 26 регионах страны не было ни одной аварии, а в 28 субъектах зафиксировано не более двух технологических нарушений, которые были связаны в основном с неблагоприятными погодными условиями, свидетельствуют данные минстроя.
Общее количество аварий в 2017-2018 годах сократилось на 11,6 процента по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшего снижения (на 28 процентов) удалось добиться на объектах горячего водоснабжения.
Общественники и эксперты отмечают, что предложенный механизм "перехвата управления" вряд ли будет работать быстро. "Публичное управление не позволяет решить проблему в критических ситуациях, потому что это очень длительный процесс. Пока управление будет передаваться из чрезвычайной комиссии в субъект, из субъекта в арбитраж и обратно, население, которое, к примеру, в мороз осталось без тепла, замерзнет окончательно", - рассказала "РГ" Светлана Разворотнева. Кроме того, "перехват управления" до вынесения решения арбитражным судом ускоряет решение проблем ресурсоснабжающей организации, позволяет восстановить быстрее тепло и поставку других ресурсов, но в то же время увеличивает риск рейдерского захвата. По мнению общественников, переход управления до того, как доказано неэффективное управление действующей администрации ресурсоснабжающей организации, способствует этому.
Спорным моментом является и то, что законопроект предусматривает запрет на осуществление деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации для государственных и унитарных муниципальных предприятий. Ограничение необходимо для развития конкуренции в сфере ЖКХ. Однако в небольших субъектах оно может только усугубить ситуацию.
"В крупнейших городах, в которых можно говорить о конкурентной среде, проживают 73 миллиона из 146 миллионов наших жителей. Это половина. А вторая половина живет в малых городах и сельских местностях, где конкурентную среду очень сомнительно создать", - отмечает Игорь Бабичев, руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В настоящий момент значительное количество предприятий в сфере тепло- и водоснабжения, работающих в России, представляют собой государственные и унитарные предприятия. Ими поставляется потребителям 73 процента воды. Частные компании в этом секторе представлены в меньшей степени.
При этом 80 процентов всех потребителей - неотключаемые. Это жители домов, которым по закону нельзя перестать поставлять воду, и теплоснабжающие организации, которым поставщики воды не могут "прикрыть" кран в отопительный сезон даже при накопленной задолженности. По мнению поставщиков ресурсов, не много частных компаний готовы заходить на рынок ресурсов при таких жестких правилах работы.
Сейчас у власти сохраняется ответственность за обеспечение населения водой и теплом, и если никто из предпринимателей не хочет работать в определенной территории, то создается унитарное предприятие, которое и обеспечивает граждан теплом и водой.