26.09.2018 21:05
    Поделиться

    В "Зарядье" прозвучали "Страсти по Иоанну"

    Нет ничего более модного в классической музыке, чем все старинное, барочное, с претензией на аутентичный стиль в исполнении. И неудивительно, что у новой концертной площадки Москвы - "Зарядье", которая с самого старта заявляет о себе мощной афишей на весь сезон, анонсирован масштабный цикл вечеров под хештегом "#зарядисьбарокко".

    Первым в этом барочном собрании был представлен коллектив The Taverner Choir Consort & Players под руководством Эндрю Пэрротта. Англичане заглянули в Москву по пути в Петербург, где открывают XXI фестиваль EarlyMusic. И в обеих столицах гости, впервые приехавшие в Россию, сделали ставку на одно из главных произведений европейского барокко - "Страсти по Иоанну" Иоганна Себастьяна Баха.

    Исконно "Страсти" (пассионы) - вокально-драматургические сочинения о событиях Страстной недели, в основе которых евангелические тексты и исполнялись на лютеранских богослужениях. В некрологе на смерть Баха в 1750 году говорилось о пяти "Страстях" композитора. Сейчас помимо "Страстей по Иоанну" звучат еще три: "Страсти по Матфею", "Страсти по Луке", которые, впрочем, далеко не все исследователи баховского наследия готовы признать за его авторством: распространена позиция, что Бах только переписал своей рукой чужое произведение, а также "Страсти по Марку", рукопись их утеряна, а потому равноправно исполняется сразу несколько редакций. Именно "Страсти по Марку" в исполнении оркестра Pratum Integrum и вокального ансамбля Intrada под руководством немецкого специалиста Йорна Бойзена и завершат в апреле барочный цикл в "Зарядье".

    "Страсти по Иоанну" стали коронным произведением для британского дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта и основанного им при поддержке композитора Майкла Типпетта в 1973 году The Taverner Choir Consort & Players, ансамбля, что когда-то заслужил репутацию одного из ключевых аутентичных коллективов мира.

    На сцене только девять солистов и маленький оркестр. У Пэрротта "Страсти по Иоанну" звучат очень камерно, без хора, как бы подчеркивая интимность отношений каждого человека с Богом. Именно таким, согласно научным изысканиям исследователя и музыканта Джошуа Рифкина, произведенным в начале 80-х годов прошлого века, Бах и задумывал исполнение своих "Страстей по Иоанну". Эндрю Пэрротт очень заинтересовался этой идеей и, воплотив ее однажды, сделал эту версию "Страстей" своей фирменной концертной программой.

    Концертный зал "Зарядье" анонсирует масштабный цикл вечеров под хештегом #зарядисьбарокко

    Подобный минимализм в исполнительских силах предполагает высший класс всех, кто задействован в представлении. Но распознать в московском исполнении "Страстей" приметы, видно, уже былого величия, оказалось затруднительно. Небольшой ансамбль никак не мог найти внутреннее согласие - музыканты порой расходились так откровенно, будто видят друг друга впервые, а пение солистов - будь то Хуго Химас (Евангелист) или Гай Пелк (Иисус), спотыкающихся едва ли не на каждой ноте в "честной", не комплиментарной для человеческого голоса акустике зала, и вовсе напоминало домашнее музицирование. Похоже, многолетняя эксплуатация одной даже очень интересной идеи ведет к абсолютному творческому выгоранию.

    Барочное же путешествие в "Зарядье" продолжится 6 октября - знаменитая "Кельнская академия" исполнит ораторию Генделя "Соломон", которая никогда не звучала в Москве.

    Поделиться