Первым в этом барочном собрании был представлен коллектив The Taverner Choir Consort & Players под руководством Эндрю Пэрротта. Англичане заглянули в Москву по пути в Петербург, где открывают XXI фестиваль EarlyMusic. И в обеих столицах гости, впервые приехавшие в Россию, сделали ставку на одно из главных произведений европейского барокко - "Страсти по Иоанну" Иоганна Себастьяна Баха.
Исконно "Страсти" (пассионы) - вокально-драматургические сочинения о событиях Страстной недели, в основе которых евангелические тексты и исполнялись на лютеранских богослужениях. В некрологе на смерть Баха в 1750 году говорилось о пяти "Страстях" композитора. Сейчас помимо "Страстей по Иоанну" звучат еще три: "Страсти по Матфею", "Страсти по Луке", которые, впрочем, далеко не все исследователи баховского наследия готовы признать за его авторством: распространена позиция, что Бах только переписал своей рукой чужое произведение, а также "Страсти по Марку", рукопись их утеряна, а потому равноправно исполняется сразу несколько редакций. Именно "Страсти по Марку" в исполнении оркестра Pratum Integrum и вокального ансамбля Intrada под руководством немецкого специалиста Йорна Бойзена и завершат в апреле барочный цикл в "Зарядье".
"Страсти по Иоанну" стали коронным произведением для британского дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта и основанного им при поддержке композитора Майкла Типпетта в 1973 году The Taverner Choir Consort & Players, ансамбля, что когда-то заслужил репутацию одного из ключевых аутентичных коллективов мира.
На сцене только девять солистов и маленький оркестр. У Пэрротта "Страсти по Иоанну" звучат очень камерно, без хора, как бы подчеркивая интимность отношений каждого человека с Богом. Именно таким, согласно научным изысканиям исследователя и музыканта Джошуа Рифкина, произведенным в начале 80-х годов прошлого века, Бах и задумывал исполнение своих "Страстей по Иоанну". Эндрю Пэрротт очень заинтересовался этой идеей и, воплотив ее однажды, сделал эту версию "Страстей" своей фирменной концертной программой.
Подобный минимализм в исполнительских силах предполагает высший класс всех, кто задействован в представлении. Но распознать в московском исполнении "Страстей" приметы, видно, уже былого величия, оказалось затруднительно. Небольшой ансамбль никак не мог найти внутреннее согласие - музыканты порой расходились так откровенно, будто видят друг друга впервые, а пение солистов - будь то Хуго Химас (Евангелист) или Гай Пелк (Иисус), спотыкающихся едва ли не на каждой ноте в "честной", не комплиментарной для человеческого голоса акустике зала, и вовсе напоминало домашнее музицирование. Похоже, многолетняя эксплуатация одной даже очень интересной идеи ведет к абсолютному творческому выгоранию.
Барочное же путешествие в "Зарядье" продолжится 6 октября - знаменитая "Кельнская академия" исполнит ораторию Генделя "Соломон", которая никогда не звучала в Москве.