Эксперты: На российском топливном рынке сложилась нездоровая конкуренция
Об этом шла речь на "круглом столе", посвященном выполнению поручений президента по развитию конкуренции на топливном рынке России и организованном Комитетом энергетики "Деловой России" и некоммерческим партнерством "Совет по товарным рынкам" (СПТР). По итогам встречи была составлена резолюция с предложениями федеральным ведомствам и регуляторам о совершенствовании рыночных инструментов развития рынка, при этом единого мнения, как действовать, нет. Но ясна идея: нужно защитить малый и средний бизнес от давления со стороны крупных компаний, что, по сути, и является задачей общественной организации, напомнил заместитель председателя Комитета энергетики "Деловой России" Денис Черепанов.
Причина роста цен на топливо кроется в отсутствии именно "здоровой конкуренции", заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. Он считает, что в рознице конкуренция есть, а в опте нет. Так, Центральный экономико-математический институт РАН подсчитал, что в 74 регионах ни одному бренду из крупнейших игроков рынка не принадлежит наибольшее количество АЗС, а в остальных 11 субъектах крупнейшие нефтекомпании занимают не более 50 процентов рынка. В областях доля брендовых АЗС не превышает 12 процентов. Получается, подавляющее число АЗС управляется независимыми операторами, то есть решения по политике ценообразования принимаются тоже независимо. Однако на независимую розницу оказывают давление вертикально интегрированные нефтекомпании (ВИНКи), которые могут перенести центр прибыли в другое звено и сдержать стоимость на своей заправке.
Проблему надо решать в комплексе, считает Селезнев, в том числе стоит ввести норматив поставок нефти на биржу (по его мнению, пяти процентов будет достаточно). Он обратил внимание, что, среди прочего, вид транспортировки нефтепродуктов при покупке на бирже выбирает поставщик, и часто вместо автотранспорта это железная дорога (это вдвое дороже), что ущемляет в правах независимых покупателей. Конкурировать по цене с ВИНКами почти невозможно, подтвердил гендиректор СПТР Илья Мороз, учитывая, что своим подразделениям крупный бизнес поставляет нефтепродукты еще дешевле - по трубопроводам. Независимые операторы тоже хотят получить такую возможность.
Нужно совершенствовать и биржевую торговлю топливом, солидарны эксперты. Так, нормативы продаж бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу необходимо поднять с десяти процентов до 18-19, дизеля - с пяти до десяти, предложил Мороз. Чуть менее скромные цифры сейчас обсуждают Федеральная антимонопольная служба и минэнерго (десять процентов и 7,5 процента соответственно). Кроме того, нужно снизить трансакционные издержки на биржевых торгах (снизить клиринговый сбор на 30-50 процентов) и обязать клиринговую компанию перечислять продавцу деньги за партию только после того, как товар физически поставят. Это снизит вероятность манипулирования объемами поставок со стороны поставщика, считает Мороз.
Пока розничные цены на топливо регулируются государством, кардинально вряд ли удастся что-то решить. Может быть, есть смысл тогда регулировать и оптовые цены, допустил старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин, или отпустить розничные цены в "свободное плавание". Правда, оба варианта не самые удачные, поэтому двигаться, видимо, придется маленькими шагами, а не масштабными реформами.