30.09.2018 12:44

Грузовой автосалон в Ганновере: самые футуристичные концепт-кары

Текст, фото: Виктор Смеюха
Международный автосалон коммерческого транспорта в немецком Ганновере в 2018 году оказался не похож на предыдущие. Традиционно более рациональное и практичное, предлагающее конкретные бизнес-решения для сегодняшнего дня, мотор-шоу превратилось в мероприятие в стиле sci-fi. И на сей раз оно гораздо больше про нащупывание направлений и поиск общих векторов развития, нежели про конкретные технологические решения. Конечно, уже ставших серийными новинок и предсерийных прототипов, коим остается один шаг до конвейера, на IAA представлено много, но основное внимание публики было приковано к концепт-карам, которым не суждено воплотиться в том виде, что они были представлены на автосалоне. "РГ" собрала самые футуристичные экспонаты автосалона коммерческого транспорта в Ганновере.
Mercedes-Benz Vision Urbanetic

Начать список прорывных открытий IAA другим именем просто невозможно. Vision Urbanetic с первой секунды приковывает к себе взгляды, и не зря.

Разумеется, концепт-кар является полностью электрическим и беспилотным: без этого сегодня никуда, и "зеленую" силовую установку, равно как и функцию автопилотирования концепты получают априори. Кстати, в случае с Vision Urbanetic автономность является абсолютной - здесь установлен автопилот пятого уровня, то есть в машине попросту нет руля и педалей, равно как и других элементов, используя которые человек мог бы принять управление автомобилем на себя.

Но ключевая особенность концепт-кара в другом. Vision Urbanetic - это некий конструктор. На одну и тут же универсальную "тележку" может устанавливаться как пассажирская, так и грузовая надстройка. Менять их можно, как говорил в советском фильме классик, "легким движением руки" и по мере необходимости.

Самый очевидный алгоритм смены ипостасей Vision Urbanetic таков: днем автомобиль является грузовым и работает доставщиком, а ближе к вечернему часу пик заезжает на станцию, где необитаемая надстройка меняется на пассажирскую, и тогда концепт превращается в тривиальную маршрутку. Красота идеи - еще и в том, что грузовое авто, весь день колесившее по мегаполису, в час пик фактически исчезает и не занимает ценное пространство на улицах.

Представители Mercedes-Benz отмечают, что первые прототипы Vision Urbanetic появятся уже в следующем году. Их планируют использовать на закрытых контролируемых территориях, например, на заводах компании.

Volvo Vera

Честно признаюсь: я с первого раза вообще не понял, что это такое. Поэтому не буду нагнетать интригу: это тягач! Такой вот, да, "в холке" не достает мне до груди.

Он, разумеется, беспилотный - у него просто нет кабины и, соответственно, места для водителя, нет руля и педалей, да ничего нет. Участие человека, по крайней мере, непосредственное, в управлении Volvo Vera не предусмотрено.
Vera, как и Mercedes-Benz Vision Urbanetic, интересна тем, что является не просто красивой картинкой, но имеет под собой бэкграунд и проработанную на техническом уровне концепцию.

Шведы не обещают нам, что завтра этот тягач поедет по улицам вашего города. Сфера применения данного грузовика - большие территории с закрытым доступом. При этом достаточно компактные, чтобы любая точка территории просматривалась с башни, находящейся в центре. Или чтобы с башни до грузовика доходил радио-сигнал.

Примером такой территории может служить, например, порт. Или грузовой терминал, гигантский склад, сортировочный центр.

По подобным закрытым территориям Volvo Vera способна двигаться совершенно автономно, а человек будет вмешиваться только при возникновении чрезвычайной ситуации.

Сроки поставки первых автономных тягачей клиентам пока, увы, не разглашают.

Volkswagen ID Buzz Cargo

Внешне фургон полностью повторяет концептуальный микроавтобус Volkswagen ID Buzz, однако чуть вырос в длину (5048 мм против 4942) и может похвастаться большим запасом хода.

Два электромотора с суммарной отдачей в 201 л. с. питаются от батарей емкостью от 48 до 111 КвЧ в зависимости от модификации. Таким образом, максимальный запас хода ID Buzz Cargo на одной зарядке составляет 550 км.

На борт фургон способен взять до 800 кг груза.

Scania Hybrid Electric Truck

Не совсем футуристичный концепт-кар. Скорее, предпродажный прототип. По факту, это авто - обычный тягач Scania с гибридной силовой установкой. Ну, гибридной и гибридной. Кого сейчас этим удивишь? В легковом сегменте почти у каждой уважающей себя марки в линейке есть гибрид, подумаете вы. И будете правы.

Но есть одно "но", отличающее эту Scania от обычных гибридов. Hybrid Electric Truck - грузовик-троллейбус. И у него, как у троллейбуса, есть "рога", используя которые, он может подключаться к внешней электроинфраструктуре и ехать "по проводам", не задействуя ДВС, не загрязняя атмосферу и тратя гораздо меньше денег на километр пробега.

Впрочем, к обычной троллейбусной сети Scania подключиться не может. Ее "рога" имеют несколько другую конструкцию. Сделано это специально, хоть никаких препятствий к тому, чтобы воздрузить на крышу тягача стандартные троллейбусные "рога", нет. Просто, как справедливо рассудили в компании, вряд ли власти городов когда-нибудь пойдут на то, чтобы разделить инфраструктуру для общественного транспорта с грузовиками. В центральные районы многих городов (Москва - в их числе) такой крупногабаритной технике въезд и вовсе закрыт.

Применение этой технологии на практике возможно, если над крайним правым рядом междугородних трасс протянут провода, которые и будет использовать Scania Hybrid Electric Truck, отмечают в компании.

Ford F-Vision

Ford серьезно взялся за развитие грузового направления и представил концепт тягача, дизайн которого, по словам представителей марки, вдохновлен персонажами из киновселенной Marvel, однако более реалистичным представляется то, что дизайнеры F-Vision черпали вдохновение во внешности прямого конкурента - Tesla Semi.

В отличие от последнего, про Ford F-Vision не известно практически ничего - ни запаса хода, ни мощности, ни даты старта производства. Сказано лишь, что концепт-тягач Ford является полностью электрическим (про это уже можно даже не упоминать) и оснащен автопилотом четвертого уровня, который самостоятельно справляется с трафиком на "дорогах с предсказуемым движением" и практически не требует участия человека. Впрочем, в отличие от автомобилей с пятым уровнем автономности, место водителя в таких машинах все же есть.

Volkswagen E-Caravelle, E-Caddy

Не концепт-кары, а вполне себе живые автомобиле в кузове обычных и всем знакомых Caravelle и Caddy. Только с электрической силовой установкой.

Mercedes-Benz E-Vito, E-Sprinter, E-Actros

Как и E-Caravelle и E-Caddy от Volkswagen, эти авто являются предсерийными прототипами в обличье всем привычных машин текущего поколения. Только с электрической силовой установкой. В свободной продаже эти авто еще не найти, однако несколько лояльных клиентов получили в пользование предсерийные экземпляры и вовсю ездят на них по дорогам общего пользования.

Renault EZ-Pro

Электрический беспилотный грузовой шаттл французского происхождения.

Концепция, придуманная в Renault, звучит следующим образом: автомобили передвигаются маленьким "флотом" под началом сотрудника, сидящего в ведущем EZ-Pro. В случае необходимости человек берет управление беспилотниками на себя, но в большинстве ситуаций его роль сводится к передаче хрупких посылок клиентам из рук в руки.

Идея элегантна и нова, однако в случае с Renault EZ-Pro ее чистую лаконичность омрачает тот факт, что, помимо, собственно, идеи, нет ничего. Концепт-кар являет собой пластиковый кузов с деталями, посаженными на клей. В буквальном смысле: в салоне экспоната тумблеры не двигаются, а "дисплеи" - лишь банальные наклейки с нарядной "анимацией". Один из экранов при ближайшем рассмотрении так и вовсе оказался планшетом Apple iPad.

Mercedes-Benz Actros

Исключение в этом списке. Не концепт, а новое поколение седельного тягача от Mercedes-Benz.

Интересен он тем, что стал первым в мире грузовиком без боковых зеркал. Вместо них у Actros по две камеры с каждой стороны, а на боковых стойках в салоне - планшеты, заменяющие зеркала.

Также полностью переосмыслен салон. Вместо россыпи кнопок, все еще властвующих в оформлении интерьеров тяжелого транспорта, в Mercedes-Benz Actros установлены два экрана. Точь-в-точь как на пассажирских моделях марки. В качестве ПО - новейшая мерседесовская "операционка" MBUX.

У него уже есть задатки автономности - встроенный автопилот второго уровня, то есть тот, который может самостоятельно двигаться по шоссе, однако требует постоянного внимания и готовности человека за рулем взять управление на себя. Логическим развитием этого функционала в Mercedes-Benz считают полноценное автопилотирование в условиях загородной трассы, что в перспективе позволит дальнобойщикам перестать быть таковыми и управлять грузовиками исключительно в пределах города.