Грузовой автосалон в Ганновере: самые футуристичные концепт-кары
Начать список прорывных открытий IAA другим именем просто невозможно. Vision Urbanetic с первой секунды приковывает к себе взгляды, и не зря.
Разумеется, концепт-кар является полностью электрическим и беспилотным: без этого сегодня никуда, и "зеленую" силовую установку, равно как и функцию автопилотирования концепты получают априори. Кстати, в случае с Vision Urbanetic автономность является абсолютной - здесь установлен автопилот пятого уровня, то есть в машине попросту нет руля и педалей, равно как и других элементов, используя которые человек мог бы принять управление автомобилем на себя.
Но ключевая особенность концепт-кара в другом. Vision Urbanetic - это некий конструктор. На одну и тут же универсальную "тележку" может устанавливаться как пассажирская, так и грузовая надстройка. Менять их можно, как говорил в советском фильме классик, "легким движением руки" и по мере необходимости.
Самый очевидный алгоритм смены ипостасей Vision Urbanetic таков: днем автомобиль является грузовым и работает доставщиком, а ближе к вечернему часу пик заезжает на станцию, где необитаемая надстройка меняется на пассажирскую, и тогда концепт превращается в тривиальную маршрутку. Красота идеи - еще и в том, что грузовое авто, весь день колесившее по мегаполису, в час пик фактически исчезает и не занимает ценное пространство на улицах.
Представители Mercedes-Benz отмечают, что первые прототипы Vision Urbanetic появятся уже в следующем году. Их планируют использовать на закрытых контролируемых территориях, например, на заводах компании.
Честно признаюсь: я с первого раза вообще не понял, что это такое. Поэтому не буду нагнетать интригу: это тягач! Такой вот, да, "в холке" не достает мне до груди.
Он, разумеется, беспилотный - у него просто нет кабины и, соответственно, места для водителя, нет руля и педалей, да ничего нет. Участие человека, по крайней мере, непосредственное, в управлении Volvo Vera не предусмотрено.
Vera, как и Mercedes-Benz Vision Urbanetic, интересна тем, что является не просто красивой картинкой, но имеет под собой бэкграунд и проработанную на техническом уровне концепцию.
Шведы не обещают нам, что завтра этот тягач поедет по улицам вашего города. Сфера применения данного грузовика - большие территории с закрытым доступом. При этом достаточно компактные, чтобы любая точка территории просматривалась с башни, находящейся в центре. Или чтобы с башни до грузовика доходил радио-сигнал.
Примером такой территории может служить, например, порт. Или грузовой терминал, гигантский склад, сортировочный центр.
По подобным закрытым территориям Volvo Vera способна двигаться совершенно автономно, а человек будет вмешиваться только при возникновении чрезвычайной ситуации.
Сроки поставки первых автономных тягачей клиентам пока, увы, не разглашают.
Внешне фургон полностью повторяет концептуальный микроавтобус Volkswagen ID Buzz, однако чуть вырос в длину (5048 мм против 4942) и может похвастаться большим запасом хода.
Два электромотора с суммарной отдачей в 201 л. с. питаются от батарей емкостью от 48 до 111 КвЧ в зависимости от модификации. Таким образом, максимальный запас хода ID Buzz Cargo на одной зарядке составляет 550 км.
На борт фургон способен взять до 800 кг груза.
Не совсем футуристичный концепт-кар. Скорее, предпродажный прототип. По факту, это авто - обычный тягач Scania с гибридной силовой установкой. Ну, гибридной и гибридной. Кого сейчас этим удивишь? В легковом сегменте почти у каждой уважающей себя марки в линейке есть гибрид, подумаете вы. И будете правы.
Но есть одно "но", отличающее эту Scania от обычных гибридов. Hybrid Electric Truck - грузовик-троллейбус. И у него, как у троллейбуса, есть "рога", используя которые, он может подключаться к внешней электроинфраструктуре и ехать "по проводам", не задействуя ДВС, не загрязняя атмосферу и тратя гораздо меньше денег на километр пробега.
Впрочем, к обычной троллейбусной сети Scania подключиться не может. Ее "рога" имеют несколько другую конструкцию. Сделано это специально, хоть никаких препятствий к тому, чтобы воздрузить на крышу тягача стандартные троллейбусные "рога", нет. Просто, как справедливо рассудили в компании, вряд ли власти городов когда-нибудь пойдут на то, чтобы разделить инфраструктуру для общественного транспорта с грузовиками. В центральные районы многих городов (Москва - в их числе) такой крупногабаритной технике въезд и вовсе закрыт.
Применение этой технологии на практике возможно, если над крайним правым рядом междугородних трасс протянут провода, которые и будет использовать Scania Hybrid Electric Truck, отмечают в компании.
Ford серьезно взялся за развитие грузового направления и представил концепт тягача, дизайн которого, по словам представителей марки, вдохновлен персонажами из киновселенной Marvel, однако более реалистичным представляется то, что дизайнеры F-Vision черпали вдохновение во внешности прямого конкурента - Tesla Semi.
В отличие от последнего, про Ford F-Vision не известно практически ничего - ни запаса хода, ни мощности, ни даты старта производства. Сказано лишь, что концепт-тягач Ford является полностью электрическим (про это уже можно даже не упоминать) и оснащен автопилотом четвертого уровня, который самостоятельно справляется с трафиком на "дорогах с предсказуемым движением" и практически не требует участия человека. Впрочем, в отличие от автомобилей с пятым уровнем автономности, место водителя в таких машинах все же есть.
Не концепт-кары, а вполне себе живые автомобиле в кузове обычных и всем знакомых Caravelle и Caddy. Только с электрической силовой установкой.
Как и E-Caravelle и E-Caddy от Volkswagen, эти авто являются предсерийными прототипами в обличье всем привычных машин текущего поколения. Только с электрической силовой установкой. В свободной продаже эти авто еще не найти, однако несколько лояльных клиентов получили в пользование предсерийные экземпляры и вовсю ездят на них по дорогам общего пользования.
Электрический беспилотный грузовой шаттл французского происхождения.
Концепция, придуманная в Renault, звучит следующим образом: автомобили передвигаются маленьким "флотом" под началом сотрудника, сидящего в ведущем EZ-Pro. В случае необходимости человек берет управление беспилотниками на себя, но в большинстве ситуаций его роль сводится к передаче хрупких посылок клиентам из рук в руки.
Идея элегантна и нова, однако в случае с Renault EZ-Pro ее чистую лаконичность омрачает тот факт, что, помимо, собственно, идеи, нет ничего. Концепт-кар являет собой пластиковый кузов с деталями, посаженными на клей. В буквальном смысле: в салоне экспоната тумблеры не двигаются, а "дисплеи" - лишь банальные наклейки с нарядной "анимацией". Один из экранов при ближайшем рассмотрении так и вовсе оказался планшетом Apple iPad.
Исключение в этом списке. Не концепт, а новое поколение седельного тягача от Mercedes-Benz.
Интересен он тем, что стал первым в мире грузовиком без боковых зеркал. Вместо них у Actros по две камеры с каждой стороны, а на боковых стойках в салоне - планшеты, заменяющие зеркала.
Также полностью переосмыслен салон. Вместо россыпи кнопок, все еще властвующих в оформлении интерьеров тяжелого транспорта, в Mercedes-Benz Actros установлены два экрана. Точь-в-точь как на пассажирских моделях марки. В качестве ПО - новейшая мерседесовская "операционка" MBUX.
У него уже есть задатки автономности - встроенный автопилот второго уровня, то есть тот, который может самостоятельно двигаться по шоссе, однако требует постоянного внимания и готовности человека за рулем взять управление на себя. Логическим развитием этого функционала в Mercedes-Benz считают полноценное автопилотирование в условиях загородной трассы, что в перспективе позволит дальнобойщикам перестать быть таковыми и управлять грузовиками исключительно в пределах города.