Тем не менее, в Киеве нашли в Венской конвенции повод для депортации дипломата. В конвенции говорится о том, что консульское заведение выполняет функции, которые "не запрещены законами государства пребывания или против которых государство пребывания не имеет возражений". Поскольку с точки зрения украинского законодательства венгерский дипломат был абсолютно чист, то в Киеве решили поступить с ним "по понятиям" - объявить, что государство возражает против его безупречной с юридической точки зрения деятельности.
При этом глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин в интервью "Европейской правде" признал, что на Украине "десятки или даже сотни тысяч людей имеют паспорта соседних стран. И это не только этнические венгры". В такой ситуации наказывать венгерского дипломата за то, что тот выполняет свои непосредственные обязанности и помогает получить венгерское гражданство тем, кто имеет на это формальное право (чаще всего это наличие доказательств, что податель прошения является этническим венгром или его родные жили в венгерском государстве, в том числе, во времена Австро-венгерской империи - прим. "РГ") - абсурд. В ответ на претензии украинской стороны Будапешт напомнил, что во многих странах Евросоюза, куда так стремится попасть Киев, двойное гражданство разрешено, а непосредственно в украинском законодательстве по этому поводу нет никаких запретов.
Возможно, вялотекущая дискуссия на этот счет между Будапештом и Киевом, которая длится, кстати, с 2011 года, продолжалась бы и далее без каких-либо существенных последствий для двухсторонних отношений, если бы не принятый на Украине закон об образовании. Его последствия хорошо известны - в ответ на отказ Киева сохранить обучение на венгерском языке в регионах компактного проживания венгерской общины, Будапешт задействовал механизмы, серьезно затруднившие диалог Незалежней с Евросоюзом и НАТО. Итог противостояния оказался не в пользу Украины. Совсем свежий пример: на просьбу украинского министра обороны допустить его на встречу глав оборонных ведомств стран альянса, состоявшейся в Брюсселе в начале октября, был получен отказ. В письме генерального секретаря НАТО говорилось, что Венгрия выступила против присутствия украинского министра, и без ее согласия "нет надежды на разрешение этой ситуации в будущем". Причем в Киеве порадовались уже самому факту полученного от генсека послания - видимо, не надеялись, что украинское обращение вообще удостоится ответа.
Точное число жителей Закарпатья, получивших венгерские паспорта, не известно. Есть данные, предоставленные в 2015 году Будапештом, где указано, что это 94 тысячи человек. Упрощенная процедура гражданства для зарубежных венгров действует и в других странах. Например, в Румынии венгерские документы получили, опять же по данным на 2015 год, более 400 тысяч человек, в Сербии - около 114 тысяч. Причина, по которой украинцы обзаводятся венгерским паспортом, банальная - документ дает жителям Незалежней право безвизовых поездок в США и свободного трудоустройства в любой из стран Евросоюза.
Кстати, наряду с Венгрией, свои паспорта украинским гражданам активно выдает Румыния. На этот счет есть официальные и неофициальные цифры. Согласно официальным данным румынскими гражданами стали 3,5 тысячи буковинцев. По неофициальной, публикуемой в украинских СМИ статистике, таковых более 50 тысяч. Впрочем, все это капля в море по сравнению с масштабами выдачи румынских паспортов жителям Молдавии. С 1991 по 2017 год румынские паспорта получили 616 тысяч молдавских граждан.
Объявление персоной "нон грата" венгерского консула при четком понимании, что ответ со стороны Будапешта будет зеркальным - еще одна мелкая месть Киева за тот масштабный дипломатический урон, который Венгрия наносит Украине в европейских и натовских институтах. Как, впрочем, и демонстративное включение главы венгерского министерства иностранных дел Петера Сийярто в базу украинского сайта "Миротворец" (запрещен в РФ).
По мнению главы венгерского внешнеполитического ведомства, "пока Украину возглавляет нынешний президент, подстрекательство и ненависть к венграм со стороны украинского государства не прекратятся, поскольку Порошенко считает это способом получить определенную общественную поддержку, которая сейчас у него очень низкая". Вот только "отвадить" жителей Незалежней от получения венгерского гражданства Киев никакими депортациями не в состоянии. Как подтвердил в интервью "Европейской правде" украинский министр иностранных дел Павел Климкин, для многих его соотечественников "венгерский паспорт - это, прежде всего, пропуск в Евросоюз", а сотни и сотни тысяч украинцев эмигрируют, поскольку "существует разительный разрыв в качестве жизни" между двумя странами.