Главные выставки октября

Третьяковская галерея. Михаил Ларионов

Предыдущая выставка Михаила Ларионова (1881-1964) в России проходила в далеком 1980 году. Спустя 38 лет Третьяковка взялась восстановить справедливость и собрала обширную ретроспективу художника, в том числе, его работы из галереи Тейт и музея Виктории и Альберта в Лондоне, из Центра Помпиду в Париже, а также из региональных российских музеев и частных коллекций. В результате выставка максимально полно и подробно охватывает все грани творчества одного из основоположников русского авангарда и основателей "Бубнового валета", смелого экспериментатора и потрясателя основ классической школы.
Так, здесь собрана вся серия "Венеры" и почти вся - "солдатская": ироничные авангардные работы 10-х годов ХХ века, в которых отвергаются привычные приемы изобразительного искусства и предлагаются другие, резонирующие с новым миропорядком.
На выставке можно увидеть и более ранние работы - в духе импрессионизма и пост-импрессионизма; творческие искания, выраженные в создании собственного стиля - "лучизма"; театральные декорации, эскизы и костюмы к постановкам Сергея Дягилева.  Помимо этого, представлена большая коллекция исторических документов, связанных с жизнью и творческой биографией Михаила Ларионова.

Адрес: ул.Крымский вал, д.10, Новая Третьяковка. До 20 января.

Третьяковская галерея. Архип Куинджи

Более 180 работ великого русского художника Архипа Куинджи (1842-1910) выставлены для обозрения в Инженерном корпусе Третьяковки. Куинджи знаменит своими лирическими сентиментальными пейзажами, в которых композиция и освещение, объединяясь, дают неожиданный театральный эффект. Художник много экспериментировал с пигментами, добиваясь неповторимого свечения: известно, что первые зрители знаменитой "Лунной ночи на Днепре" буквально заглядывали за картину в поисках скрытого источника света. Помимо известных широко растиражированных работ на выставке представлены никогда не выставлявшиеся многочисленные этюды и эскизы Куинджи, в которых он предвосхитил многие искания художников ХХ века. Примечательно, что в отличие от многих своих коллег и современников, Архип Куинджи добился не только творческого, но и внушительного финансового успеха, став в прямом смысле слова первым в России художником-миллионером. Этот биографический факт придает его меланхоличным сюжетам дополнительное звучание.

Адрес: Лаврушинский пер., д.12, Инженерный корпус. До 17 февраля.

Музей русского импрессионизма. Давид Бурлюк. "Слово мне!"

Рядовому зрителю Давид Бурлюк (1882-1967) известен скорее, как общественный деятель начала ХХ века - основатель "Бубнового валета", друг и учитель Маяковского и, наконец, автор дерзких стихов "Каждый молод, молод, молод, в животе чертовский голод…".

Однако Бурлюк не зря присвоил себе и с гордостью носил звание "отца русского футуризма". Более 50 работ, представленных в Музее Русского импрессионизма, отражают главный период творчества художника - с 1900 по 1930 годы. В частности, на выставке можно увидеть редчайшую картину "Рабочие": от нее осталась только центральная часть, а недостающие были виртуально реконструированы специально для экспозиции. Так что, у нас есть уникальная возможность увидеть полотно таким, каким оно демонстрировалось всего лишь один раз, на выставке в Филадельфии, более 90 лет назад.

Адрес: Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11. До 27 января

Музей декоративно-прикладного искусства. Клер Баслер. "Природа жизни"

В музее декоративно-прикладного искусства открылся первый в России музейный проект французской художницы Клер Баслер, уже известной московскому зрителю по прошлогодней выставке в галерее К35.
Нежные цветы и растения призывают восхититься красотой обыденного, увидеть мир глазами ребенка. Проект "Природа жизни" помогает сохранить эту свежесть детского восприятия, способность видеть чудеса сквозь пелену повседневности.
Для того, чтобы придать заявленной теме объем, были дополнительно привлечены фонды музея. Картины Клер выставлены в одном пространстве с трехмерными экспонатами, например, старинной прялкой, чьи резные узоры перекликаются с изобразительным рядом ее работ.

Адрес: ул.Делегатская, д.3. До 1 ноября.

Центр фотографии имени братьев Люмьер. Эзра Столлер. "Пионеры американского модернизма"

Эзра Столлер стал первым фотографом, которому Американский институт архитектуры вручил в 1961 году золотую медаль с формулировкой "За формирование нашего восприятия современной архитектуры". И это не преувеличение. В объектив фотографа попали все знаковые для американской и мировой архитектуры здания его времени - от 30-х до 70-х годов ХХ века. Нью-Йоркский небоскреб "Утюг", Музей Соломона Гугенхайма, "Дом над водопадом" - все эти строения мы знаем в первую очередь по фотографиям Эзры, многократно растиражированным журналами, альбомами и книгами об архитектуре.
С юности страстно увлеченный архитектурой, Эзра Столлер получил профильное образование, но быстро понял, что в фотографировании зданий добьется большего успеха, чем в их проектировании.  Он сотрудничал с такими выдающимися представителями эпохи модернизма, как Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье; много работал по заказу издательств, журналов и больших корпораций.
Центр фотографии имени братьев Люмьер первым знакомит нас с наследием знаменитого фотографа. В экспозиции представлено несколько десятков черно-белых фотографий общественных сооружений, офисов и частных домов из архива Эзры Столлера.

Адрес: Болотная наб., д.3, стр.1. До 3 февраля.