Семь вещей, которые нельзя делать за рулем
Как следует из пунктов ПДД (2.1.2, 5.1), водитель при движении автомобиля должен пристегивать ремни безопасности еще до начала движения, а также следить за тем, чтобы пассажиры также их пристегнули. Современное законодательство предусматривает штраф в размере 1000 рублей для непристегнувшегося водителя, 500 рублей - для игнорирующего ремни безопасности пассажира и 3000 рублей за перевозку ребенка без специального устройства для его пристегивания.
Нарушителям надо знать, что при ДТП подушки безопасности непристегнувшегося переднего пассажира либо не сработают, либо сработают с опозданием. В последнем случае "айрбег" может серьезно травмировать, поскольку скорость его вылета превышает 300 км/час, а пассажир, следуя инерции, будет смещаться ему навстречу. Непристегнувшиеся задние пассажиры могут не только получить серьезные травмы сами, но и покалечить передних седоков, поскольку при серьезном фронтальном ДТП "задние" летят вперед, подобно снарядам, нередко ломая шейные позвонки сидящим в первом ряду.
Наличие систем контроля усталости водителя в дорогих автомобилях говорит само за себя. Если для "дальнобойщиков" существуют нормы пребывания за рулем (согласно регламенту, продолжительность управления транспортом в течение суток не может превышать для них девяти часов), то над водителями легковушек (в коммерческом транспорте "смену" фиксирует тахограф) формальный контроль в этом плане не осуществляется. Системы контроля усталости тем не менее предупредят о проблеме и предложат отдохнуть (как правило, электроника нарисует на "приборке" чашку кофе). Тем не менее, согласно ряду исследований, усталость действует на водителя, подобно алкоголю - притупляется внимание, увеличивается время реакции.
Если водитель провел за рулем более шести часов подряд, это равносильно употреблению 200 грамм крепкого спиртного. Согласно другим исследованиям, после восьми часов непрерывной езды водитель увидит дорожный знак не за 100, а за 80 метров. Если водитель провел за рулем более семи часов, вероятность попадания в ДТП увеличивается вдвое, а если свыше 12 часов - в девять раз. Если вам непременно необходимо ехать долго и далеко, делайте частые остановки в пути, а по возможности, поспите хотя бы несколько минут. Это положительным образом повлияет на вашу концентрацию и сократит время реакции. Добавим, что не менее опасно водить автомобиль больным (водитель с гриппом приравнивается по степени концентрации к человеку, у которого в крови 0,5-0,6 промилле).
Езда в перевозбужденном, раздраженном, озлобленном состоянии - еще одна очень частая причина ДТП. Спровоцировать такие состояния может целый ряд факторов - от неприятностей дома или на работе до отсутствия полноценного сна и конфликтов на дороге. Чтобы перебороть такие опасные состояния, существует много способов, вот некоторые из них. Остановитесь, выйдите из машины, постойте хотя бы пять минут.
Включите расслабляющую музыку. Природные звуки (шум моря, дождя, пение птиц) - идеальный вариант. Переключитесь на что-нибудь - сделайте несколько глубоких вдохов, съешьте "аскорбинку", пожуйте жевательную резинку, а вот принимать успокаивающие препараты не стоит - они притупляют внимание и сокращают время реакции. Можно также изменить маршрут следования, это заставит вас оценивать ситуацию и переключиться.
Водитель, разговаривающий во время движения за рулем, а того хуже, отсылающий СМС или сообщения в мессендежрах - частая картина на наших дорогах, особенно в городских пробках, не правда ли? Почему такая практика неприемлема?
Вы должны знать, что использование телефона во время движения (за исключением случаев, когда переговоры ведутся без использования рук, что разрешено ПДД) - сегодня главная причина аварий со смертельным исходом. Согласно статистике ООН, набирая СМС за рулем, водитель увеличивает риск аварии в двадцать раз. Согласно другим исследованиям, внимание водителя, разговаривающего по телефону или набирающего текстовые сообщения, снижается до такой степени, что сопоставимо с состоянием среднего алкогольного опьянения. Выхода два. Либо останавливайтесь, либо используйте громкую связь или приложения Android, iOS и Windows Phone для голосового набора.
Курение за рулем опасно не только потому, что водитель вынужден отвлекаться, чтобы стряхнуть или вытереть пепел, уже упавший на сиденья или одежду. Дым, в особенности при плохо отлаженной вентиляции, вызывает раздражение слизистой глаз, и это также отвлекает от дороги и затрудняет обзор.
Курильщикам не стоит также выбрасывать окурки из машин, и дело тут не только в вопросах приличий. Просто выброшенный окурок может занести в окно порывом ветра, и водитель в этом случае неизбежно отвлечется от дороги. Кстати, что касается электронных сигарет. Курить их, как и обычные сигареты, водителям личного (не общественного) транспорта, разрешено законодательством, но вот менять аккумулятор и наполнять расходный бак запрещено - за это предусмотрен штраф, как и за использования телефона не в режиме громкой связи. То же самое касается нанесения макияжа и еды за рулем.
Выглядывающий из окна автомобиля питомец, милая картина, не правда ли? Но в той же степени и опасная. Животные могут совершить совершенно непредсказуемые действия - забраться под педальный узел, на радостях прыгнуть водителю на руки или под руль, требуя внимания и ласки.
Чтобы избежать таких сценариев, животных нужно либо пристегивать за ошейник или шлейку, либо ограничивать их передвижения при помощи различных сеток или загончиков. Идеальный вариант - это перевозить животных в багажнике, если, конечно, у вас не седан, а универсал, хэтчбек, минивэн или кроссовер. Для питомцев поменьше подойдут сумки-переноски.
Казалось бы, что здесь опасного. Однако громкая музыка, во-первых, заставляет вас ехать быстрее и агрессивнее, чем вы привыкли. Во-вторых, это может помешать вам услышать или звуковые сигналы машин спецслужб: пожарных, полиции, скорой помощи и т.д.
Наконец, согласно ряду исследований, громкая музыка сильнее тихой отвлекает вас от проезжей части, мозг заостряет внимание на вещах, не имеющих отношения к ситуации на дороге. Не стоит также увлекаться разговорами с пассажирами и собеседниками по телефону (даже по системе hands free). Хотя вам может так не показаться, но на самом деле такое общение отвлекает от дороги.