О том, что "ответ Константинополю" - главная тема собравшегося в белорусской столице Синода, знали все. Характер ответа на принятые Константинопольским патриархатом беспрецедентные по нарушению всех норм церковной жизни решения тоже не был секретом. Он будет "жестким и адекватным", предупреждали церковные спикеры.
И вот вечером в понедельник решение Священного синода было объявлено: полный разрыв евхаристического общения.
- На сегодняшнем заседании Священного cинода было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, - заявил журналистам глава отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. - Это было вынужденное и тяжелое решение, но иного решения не мог принять наш Священный cинод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата.
Решения предыдущего Синода РПЦ от 14 сентября утверждали частичный разрыв общения с Константинополем: "Мы оставляем дверь открытой". Но поскольку закончившийся в конце прошлой недели Синод Константинопольской церкви принял вызывающие для православного мира и по сути враждебные для Русской церкви решения - о снятии с киевских раскольников анафемы, которые не она накладывала, и об отмене решения своей же Церкви 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, - останавливаться на полумерах уже было невозможно.
Объявленные намерения предоставить автокефалию легитимизированным украинским раскольникам вывели Константинопольский патриархат за пределы канонического поля.
"Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой поместной церкви лица со всеми рукоположенными им "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы <...> выводит Константинопольский патриархат за пределы канонического поля", - прямо говорится в итоговом документе Священного синода.
В нем ясно высказано выдвинутое условие: пока Константинопольский патриархат не пересмотрит свои решения по Украине и раскольникам, священнослужители Русской православной церкви не могут совершать службы с его клириками, а миряне - участвовать в таинствах, совершаемых в его храмах.
"Переход архиереев или клириков из канонической церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения", - подчеркивается в заявлении Синода.
Это серьезный разрыв. Никто из приехавших в паломничество на Афон не сможет, например, причащаться в храмах, находящихся под юрисдикцией Константинополя. "Прещения", о которых говорится в решениях Синода, это дисциплинарные наказания за нарушение серьезных правил.
При этом митрополит Иларион в ходе брифинга по итогам заседания Синода высказал надежду на то, что Константинополь пересмотрит свои решения по Украине.
- Мы надеемся, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности, - сказал он. - Но до тех пор, пока этого изменения не произошло, пока эти беззаконные и антиканоничные решения остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, оказавшейся сегодня в расколе.
На вопросы о том, что решил Синод в Минске и как будут развиваться события, "РГ" отвечает заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, известный церковный аналитик Вахтанг Кипшидзе.
Что будет делать Русская православная церковь после Синода в Минске?
Вахтанг Кипшидзе: Наша церковь делает сейчас то, что она должна делать, - демонстрирует категорическое неприятие решений Константинопольского патриархата о снятии анафемы и возвращении в общение известного раскольника Филарета Денисенко. Это человек, который несет личную ответственность за страдания православных верующих канонической Украинской православной церкви. Ее приходы страдали, ее храмы становились мишенью рейдерских захватов, люди избивались, и все это с молчаливого согласия или тайного благословения Денисенко. Он известен именно как такой человек. И для нас немыслимая вещь принять его в лоно канонической церкви без его особого покаяния в сделанном и признания его в совершении низких и противоречащих даже здравому смыслу деяний.
Это наш абсолютно законный ответ на реабилитацию раскольника.
Что мы будем делать дальше, зависит от многого. Но официальная позиция обозначена ясно: мы не приемлем вмешательства в жизнь православия на Украине и считаем ничтожным решение об отзыве Константинополем документов 1686 года, передающих Киевскую митрополию в Московский патриархат.
Успеет ли Порошенко реализовать свой "церковный проект" до президентских выборов в 2019 году?
Вахтанг Кипшидзе: Притязания Константинополя на Украину носят абсолютно политический характер. И мы исходим из того, что все усилия украинских политических властей, направленные на создание в своей стране так называемой Единой православной церкви, - часть фейковой предвыборной президентской кампании, построенной на эксплуатации националистических чувств, слава Богу, присущих абсолютному меньшинству населения Украины. Но именно носители этих чувств и становятся жертвами развернувшейся националистической пропаганды.
То, что делает украинская власть перед выборами, не решит никаких проблем, а только усугубит их и принесет страдания простым украинцам. Немногие из них находятся в националистическом угаре, но теми, кто ему подвержен, активно манипулируют украинские власти.
Решение Священного синода Русской православной церкви о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом вызвал на Украине ожидаемую реакцию. Для верных христиан это было ожидаемым событием, тем более что во встрече иерархов участвовал и глава Украинской православной церкви Онуфрий. Для секты "свидетелей томоса" не изменилось ничего - с ними православные, за исключением патриарха Варфоломея, давно не общаются. Иное дело что эйфория, вызванная признанием их предводителей христианами со стороны Фанара, уже прошла, и наступили рабочие будни с традиционными для украинской политики интригами и враждой. Развязать этот узел, похоже, сможет только вмешательство Вашингтона, его завязавшего.
Так, вчера представитель Петра Порошенко в Раде Ирина Луценко сообщила, что президент готовится передать знаменитую Андреевскую церковь, построенную по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны, в постоянное пользование Константинопольскому патриархату. "Это будет жест единения с матерью-церковью", - заявила она. Как ни странно, такой демонстративный жест Порошенко бьет именно по создаваемой им ЕППУЦ - государственной церкви, из-за которой и начался раскол в православии. Дело в том, что формально входящая в архитектурно-исторический заповедник "София Киевская" и находящаяся на балансе государства Андреевская церковь уже десять лет используется в качестве кафедрального собора непризнанной Украинской автокефальной церковью (УАПЦ), чьего предстоятеля Макария вместе с расстригой Филаретом Константинопольский патриарх признал на прошлой неделе достойными общения и на чьем зыбком фундаменте, в том числе, должна создаваться необходимая Порошенко в преддверии выборов ЕППУЦ.
То, с какой простотой Порошенко распоряжается собственностью, находящейся под эгидой ЮНЕСКО, удивлять не должно: украинская власть задолго до переворота стала примером небрежения как писанными ею самой законами, так и евангельскими заповедями, нынешний президент - просто ярчайший ее представитель. Иное дело - как изгнание из храма, который они считали своим (запустил раскольников в Андреевскую церковь еще президент Ющенко), будет воспринято Макарием. После такого откровенно недружественного жеста созываемый Филаретом так называемый объединительный собор, обещанный в ближайшие дни, может потерять и без того сомнительную представительность. Дело в том, что за обещаниями скорого наступления ЕППУЦ даже на Украине мало кто замечает жестокую подковерную борьбу Макария и Филарета, в действительности испытывающих взаимную неприязнь. Суть конфликта лжемитрополита и лжепатриарха проста: первый не согласен при возможном объединении идти в подчинение ко второму. Но иного варианта Филарет, известный своей гордыней, злобой и склочничеством даже внутри раскольнических сект, коллеге по расколу Макарию не предлагает в принципе. Дошло до того, что, по слухам, Служба безопасности Украины уже оказывает давление на Макария и его присных с целью подчинить воле "киевского патриарха", более близкого к Порошенко. Впрочем, и патриаршество Филарета в ЕППУЦ тоже не очевидно: недавнее решение Константинопольского патриархата, даже с учетом вольной его трактовки Филаретом, предполагает для него только статус митрополита. Но мириться с этим он не намерен: "Я был патриархом, есть и буду", - заявил Филарет, чем поставил в неудобную позицию уже Варфоломея и в целом проект ЕППУЦ.
Угомонить сектантскую "воронью слободку" ради общего дела - раскола и уничтожения мирового православия - сможет только Вашингтон, настоящий инициатор всего происходящего, не скрывающий своей заинтересованности (достаточно вспомнить приветственные пресс-релизы Госдепа раскольникам) и воспринимающий всю украинскую ситуацию вместе с одержимым вторым президентским сроком Порошенко только как инструмент. Уже сегодня в Турцию пребывает глава Госдепа Майкл Помпео, и, помимо обсуждения убийства саудовского журналиста, речь в разговоре с руководством страны наверняка зайдет об "украинском кейсе" и турецком чиновнике средней руки - Константинопольском патриархе. К тому же, как сообщают местные СМИ, на встречу с высоким американским гостем приглашены иерархи из Болгарии, Греции, Румынии, Сербии и Черногории. Приезд всех владык не подтвержден, и, вероятно, не все они хотят встречи с высокопоставленным гостем из США. Патриарх Сербский Ириней, например, уже назвал последние шаги Фанара "катастрофическими" и "вводящими Церковь во искушение".
Можно предположить, что Помпео будет пытаться повлиять на их позицию в отношении Варфоломея и решений его "экуменического" патриархата. Примирить православных с инициатором раскола и "фанарским папой" будет сложно, однако подобный опыт у США есть. Достаточной вспомнить, что Варфоломей за последний год радикально испортил отношения с Афоном: после организованного им на Крите собора, так и не ставшего ни вселенским, ни всеправославным, насельники Великой Лавры, Ватопедского и других монастырей, написали письмо с осуждением патриарха и даже отказались поминать его в молитвах. Афонские монахи вменили Варфоломею в вину многое из того, в чем он уличен и Синодом РПЦ: нарушение православной соборности, признание сект церквями, склонность к "папизму", впадение в ересь экуменизма и многое другое. Погасить бунт Варфоломею помогло правительство Греции, приславшее полицию, которая силой изгнала часть недовольных своим патриархом монахов с Афона. Заставил же Афины впервые за многие годы вмешаться в жизнь Афона не кто иной, как новый посол США Джеффри Пайетт - куратор и организатор государственного переворота на Украине. Сейчас он при поддержке правительства фактически ведет кампанию за изменение особого, веками складывавшегося уникального статуса Афона и превращения его в "туристическую Мекку" с барами и пляжами. Взамен Греция получает деньги и "стратегическое партнерство" Вашингтона. Таким же образом - угрозами в адрес иерархов и посулами светским властям - Госдеп, похоже, собирается сформировать и реакцию поместных церквей на выходки "первого среди равных" Варфоломея.
Подготовил Павел Дульман
Что конкретно изменится для православных христиан Русской церкви после решений синода в Минске, можно ли молиться, исповедоваться, причащаться в храмах, относящихся к юрисдикции Константинопольского патриархата? На эти и другие вопросы "Российской газете" отвечает клирик храма святителя Василия Великого в Москве, известный проповедник, миссионер, писатель, родившийся и долго служивший на Украине, во Львове и Киеве протоирей Андрей Ткачев.
Что делать паломникам и туристам из России, оказавшимся на отдыхе за границей (например, в Турции) и попавшим в храм, находящийся под юрисдикцией Константинопольского патриархата?
Протоиерей Андрей Ткачев: Можно ли российскому туристу, оказавшемуся в Турции на отдыхе, войти в православный храм, находящийся под юрисдикцией Константинополя? Конечно, можно. Можно ли помолиться в нем? Разумеется.
Можно ли поклониться признанным православным святыням, оказавшимся в этом храме? Да, можно. Не было решения об объявлении Константинопольской церкви безблагодатной, и патриарх Варфоломей пока не предан анафеме.
Но поскольку Московский патриархат решением Синода прервал евхаристическое общение с Константинополем, то исповедоваться и причащаться в его храмах верующим Русской православной церкви нельзя.
Что можно делать священнику, оказавшемуся в храме, находящемся под юрисдикцией Константинополя?
Протоиерей Андрей Ткачев: Я думаю, что о священниках не стоит беспокоиться, они, наверняка, лучше всех услышали слово Патриарха и Синода, и уж точно не будут служить там, где служат с поминанием имени Константинопольского патриарха. Священников сотни и они во всем разберутся сами, а то, что сотворил Константинополь, касается миллионов верующих, и не только в Русской церкви.
Ситуация еще не достигла последней определенности, потому что очень важно дождаться реакции всех православных церквей мира на то, что сотворил патриарх Варфоломей.
Можно ли ездить на Афон?
Протоиерей Андрей Ткачев: Конечно, можно. Афон прежде всего удел Пресвятой Богородицы, и уж потом место чьей-то юрисдикции. Так что Афон и его святыни, как были и остались с нами. Это просто патриарх Варфоломей "взбрыкнул".
И Афон, я думаю, еще отзовется на сделанное им, и скажет свое слово, и никакая юрисдикция не остановит правды.
Хотя многие наши святые - святитель Тихон Задонский или святой преподобный Серафим Саровский - никогда не были на Афоне. Афон стал моден в последнее время, его посещают, в основном, богатые люди, привозя туда большие деньги и больших начальников и развращая этим Афон, отвлекая от молитвы и монашеского делания.
Многие из этих "афонитов" никогда не были в Дивеево, на Соловках, на прозванном "русским Афоном" Валааме, да и Троицу-Сергиеву Лавру никогда не посещали. Может быть, теперешняя ситуация отчасти изменит маршруты их паломничеств.
Кто получит в Киеве томос, при том, что глава канонической православной церкви Украины, митрополит Онуфрий отказывается его получать, быстро легитимизированный Константинополем раскольник Филарет Денисенко вряд ли хорошая кандидатура для этого, да еще и с неудобными для Константинополя патриаршими амбициями?
Протоиерей Андрей Ткачев: Сейчас в центре внимания не томос, о создание "параллельной структуры" Константинопольского патриархата на Украине. Все это сделано Константинополем в стиле рейдерских поведенческих замашек.
Возможно, со временем ему удастся собрать в эту "параллельную" церковную структуру отбросы всех ветвей украинского православия, к ним добавятся "перебежчики" из кантнической Украинской православной церкви, они, конечно, тоже будут, но "погоды не сделают". (Пока готовился этот материал, стало известно, что иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата. По его словам, это автоматически следует из решения, принятого Константинополем. Но это ожидаемое действие, а митрополит Александр - карикатурная даже по нецерковной стороне своего поведения фигура. - Прим. ред.)
И возможно в конце концов этой структуре они и планируют передать томос.
Что будет с Киево-Печерской и Почаевской Лаврой?
Протоиерей Андрей Ткачев: С ответом на этот вопрос надо подождать. Он встанет остро, но позднее.
Не пойдет ли Константинопольский патриархат после Украины в Россию? Не замыслит ли планы и здесь создать "параллельную структуру" такого же рода под своей эгидой?
Протоиерей Андрей Ткачев: Замучается ходить. Скоро время покажет, как все выглядит на самом деле, и картина обрисуется четче.
Подготовила Елена Яковлева