Основано на унылых штампах

НОВОСТЬ16.10.2018, 17:31
Текст:   Шамиль Керашев
Помните триллеры первой половины нулевых, снятые оптом по примерно одинаковым сценариям? Ну, всякие там "на самом деле происходит это в голове у главного героя", "вы и убили-с" или, например, про "таинственных незнакомцев"?
 Фото: www.kinopoisk.ru  Фото: www.kinopoisk.ru
Фото: www.kinopoisk.ru

Так вот: существует известная лишь немногим версия о том, что писала их некая специальная машина. Типа той легендарной для песен в стиле power-metal (или как у Оруэлла). Потом, правда, режиссеры и сценаристы всего мира посовещались и постановили: больше пользоваться ей не будут. Чтобы строгих кинокритиков не злить. Даже Шьямалана как-то уговорили. А вот Роман Полански то ли прогулял совещание, то ли забыл про уговор. То ли на машину только сейчас наткнулся - и давай жать на все кнопки.

Ладно, шутки в сторону - тем более что снят фильм "Основано на реальных событиях" не по оригинальному тексту (и - кто бы мог подумать! - не по реальным событиям), а по достаточно популярной книге француженки Дельфины де Виган. Что, впрочем, не мешает экранизации - в отрыве от достоинств и недостатков литературного первоисточника - выглядеть нескладным и растерянным пришельцем из того далекого прошлого, когда кого-то всерьез могли шокировать и "заставить взглянуть на мир иначе" условные "Эффект бабочки" и "Ванильное небо".

Тут у нас, правда, не Эштон Кутчер и не Том Круз, а женский дуэт в лице Эммануэль Сенье (супруга Полански) и Евы Грин (в рекомендациях не нуждается). У первой - роль скучающей и, конечно же, измученной славой популярной писательницы. Вторая старательно изображает ее милую и преданную фанатку с красным лаком на ногтях. Поклонница набивается литераторше в друзья, скачет с приступочка в избицу да на печку, хочет странного - и вдруг (вот так да!) оказывается страшным приставучим манипулятором. И, видимо, не той, за кого себя выдает. Спойлер? Да бросьте. Вы что, "Забавные игры" и прочих "мам!" не смотрели? А "Мизери"? А "Бассейн"? А "Тайное окно" и "Черную бабочку"? А, в конце концов, "Бойцовский клуб" и "Талли"?

Полански вот точно смотрел что-то из этого. Но творчество многочисленных коллег помладше, похоже, запомнил лишь урывками и огрызками. Собственно, склеенной из них картиной зачем-то и дополнил свою фильмографию. Чтобы было понятно: тут вам не интеллектуальное цитирование, а именно стерильная компиляция без единой свежей мысли или свежего приема. Сочетающая примитивность с претенциозностью - аккурат как те "мрачные" и "серьезные" (иногда их еще многозначительно называли "грузящими") образцы давности так пятнадцатилетней, что у депрессивных школьников и младшекурсников сходили едва ли не за артхаус.

В Канне, правда, сошло за комедию. Говорят, на премьере хохотали до упаду - причем вовсе не в тех местах, где автор подразумевал юмор. С одной стороны, есть все основания верить: банально, наивно, глупо - и смешно. С другой, у Полански, увы, не та ситуация, когда "очень плохо равно хорошо". Мы, к сожалению (как бы по-идиотски это "к сожалению" ни звучало), имеем дело с великим постановщиком, чей серьезный сверхпрофессиональный подход мешает унылому проходняку превратиться в угарный трэш. Скрупулезное внимание к деталям декораций, стильные визуальные решения, пресловутая "атмосферность" (пусть и с пустотой за фасадом) - это, безусловно, почерк мастера.

И, безусловно, не оправдание тому, что вместо сюжета нас заваливают унылейшими клише, топорно глушат навязчивым "нагнетающим" саундтреком Александра Деспла, натужно пытаются "создать настроение", как бы удивить и как бы напугать. И тем самым провоцируют острое желание немедленно пересмотреть, скажем, недавнего Тома Форда, у которого опыта в в миллион раз меньше, а фильм - в миллион раз круче. Или хотя бы рекламу автомобиля по телевизору: в ней отличная актриса Грин смотрится гораздо интереснее и загадочнее.

Ясное дело, на статус и авторитет Романа Полански разовый промах не повлияет; да и вообще - в 85 лет, с его-то заслугами, маэстро волен делать что угодно в свое удовольствие (хотя правоохранители Польши могут возразить). Все равно останется на Олимпе с "Ребенком Розмари" и "Отвращением". А конкретно за "Основано на реальных событиях" его стоит в каком-то смысле и поблагодарить. Занятно ведь: тот, кто в свое время диктовал моду и задавал тренды в остросюжетном психологическом кино, лично продемонстрировал, до чего невелико расстояние от этих самых трендов до чудовищных штампов.

2

Добавьте RG.RU 
в избранные источники