16.10.2018 21:58
    Поделиться

    В Москве состоялась премьера мессы композитора Эдуарда Артемьева

    Эдуард Артемьев - настоящий классик нашей музыки: автор симфоний, концертов и опер. А еще он никогда не изменяет кинематографу, сделавшему его знаменитым. Ему принадлежит музыка почти к двум сотням картин, среди которых фильмы Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, который присутствовал на премьере. Да и исполнение новой партитуры было доверено Симфоническому оркестру кинематографии под управлением Сергея Скрипки.

    Работу над мессой "Девять шагов к Преображению" композитор начал еще в середине 80-х, но, написав несколько номеров, взял паузу на тридцать лет. И вернулся к этой партитуре совсем недавно, посвятив ее основателю Московского камерного хора Владимиру Минину, который в январе будет праздновать 90-летие.

    "В последние годы, мне кажется, в культурной жизни России не было крупных сочинений, которые бы явились событием в музыкальной культуре России. "Мы его заждались", - заметил Владимир Минин, говоря о мессе Эдуарда Артемьева, что впервые прозвучала в Концертном зале имени Чайковского.

    Сочинение оказалось столь масштабным, что усилий одного хорового коллектива оказалось недостаточно, и поэтому в этот вечер оказались задействованы Хоровая капелла России им. Юрлова и детский хор "Весна". Солировали рок-музыкант Андрей Лефлер и солистка Новосибирского и Большого театров Вероника Джиоева, чье роскошное сопрано стало украшением премьерного исполнения.

    Несмотря на посвящение и философичное название, эта месса по сути - "реквием". Только не тот, что вступает в прямой диалог с Моцартом или Верди, а идет дальше - по следам Эндрю Ллойда Уэббера: канонический состав симфонического оркестра дополнен синтезатором, электрогитарой и ударной установкой. При этом здесь есть и партия органа, и комбинация академического пения с рок-вокалом, который, правда, откровенно не удался Андрею Лефлеру, превратившись в его исполнении в нечто усредненно эстрадное.

    Однако Артемьев - подлинный гуру отечественной электронной музыки, создает идеально эклектичную звуковую палитру нашего времени. Но для доверительного разговора с Богом тратится слишком много децибелов, чем, кажется, автор намеренно указывает на душевную "глухоту" современного человечества.

    Премьера была встречена с огромным энтузиазмом: публика устроила стоячую овацию. Композитор, отметивший в ноябре минувшего года 80-летие, оказался растроган до слез - и отметил, что очень вдохновлен произошедшим. Но краеугольный вопрос жизни нашей современной музыки: когда последуют другие исполнения мессы "Девять шагов к Преображению" - пока ответа не имеет.

    Прямая речь

    Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России:

    - Долгое время я мечтал сидеть за последним столом в какой-нибудь "бухгалтерии" и спокойно работать, чтобы никто не знал о моем существовании. Но лет пятнадцать назад на меня обрушилась какая-то не совсем понятная для меня слава. Я осознал: мир невероятно богат, и существует технология, которая позволяет его ассимилировать. Так получается, что если симфонический оркестр - то это какие-то избранные инструменты; и посредством этих инструментов мы можем попасть в другой, избранный мир. Когда мир огромен и в него надо погружаться, тогда могут рождаться замечательные вещи. Замыслы меня не покидают, но решиться на что-то и начать писать без сомнений мне всегда трудно. И сегодня в первую очередь я хочу закончить те сочинения, которые застыли у меня в набросках.

    Поделиться