17.10.2018 20:04
Рубрика: Страхование

В ремонте нашлась выгода

Натуральное возмещение не мешает мошенникам
За весь прошлый год, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), страховщиками было подано около 8 тысяч заявлений о мошенничестве, за первое полугодие 2018 года - уже 6 тысяч.
Европротокол облегчил жизнь добросовестным водителям, но открыл лазейки для мошенников. Фото: Сергей Михеев Европротокол облегчил жизнь добросовестным водителям, но открыл лазейки для мошенников. Фото: Сергей Михеев
Европротокол облегчил жизнь добросовестным водителям, но открыл лазейки для мошенников. Фото: Сергей Михеев

Это говорит, с одной стороны, о том, что страховщики стали гораздо активнее обращаться с заявлениями о мошенничестве в МВД. С другой - о том, что активность мошенников, в том числе "автоюристов", остается высокой, рассказал "РГ" исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Какие регионы остаются проблемными по масштабам деятельности автоюристов и как повлияло на ситуацию введение натурального возмещения в ОСАГО?

Евгений Уфимцев: Наиболее проблемными регионами являются, как и ранее, регионы ЮФО - Ростов, Краснодар, Волгоград. Есть и регионы ЦФО и ПФО, которые вызывают беспокойство из-за активности "автоюристов". Это Воронеж, Липецк, Иваново, Нижний Новгород.

После введения и распространения "натурального" возмещения в ОСАГО мошенникам стало гораздо сложнее получить деньги. Но появились, конечно, и новые лазейки, которыми пользуются "автоюристы". Например, они пользуются тем, что сейчас отсутствуют ГОСТы и утвержденные стандарты качества относительно ремонтных работ. Это позволяет "автоюристам" предъявлять претензии к качеству ремонта практически при любом, сколь угодно высоком уровне исполнения работ по ремонту и далее пользоваться той же схемой, какой они пользуются при взыскании со страховщиков всякого рода "доплат".

Кроме того, есть целый отдельный вид мошенничества, связанный с продажами ОСАГО в электронном виде. Недобросовестные посредники при заполнении формы полиса передают искаженные данные о страхователе, водителе, автомобиле с тем, чтобы снизить стоимость полиса.

"Автоюристы" пользуются отсутствием ГОСТов и утвержденных стандартов качества ремонтных работ

Каких мер сегодня не хватает, чтобы окончательно решить проблему мошенничества в ОСАГО?

Евгений Уфимцев: Вообще существующие сейчас виды мошенничества можно разделить на три группы.

Первая - бытовое мошенничество, когда автовладельцы, получающие выплату по ОСАГО за определенное ДТП, приписывают в качестве последствий этого ДТП повреждения, которые были получены при других обстоятельствах. Для борьбы с этим видом мошенничества нужно продолжать развивать возмещение в натуральной форме. Вторая группа мошенничества - лица, покупающие поддельные полисы ОСАГО потому, что это дешевле. В борьбе с этим видом мошенничества поможет введение штрафов за отсутствие ОСАГО при помощи камер, а также существенное повышение размера этого штрафа. Третья группа мошеннических операций - это, собственно, действия "автоюристов", которые получают существенно завышенные выплаты со страховщиков. Важно отметить, что при этом сам потерпевший в ДТП получает относительно небольшую сумму, все остальное - всевозможные "накрутки", штрафы, пени и т.п. - оседает в карманах "автоюристов". В решении этой проблемы поспособствует либо уменьшение размера штрафов, которые потребитель может взыскать со страховщика, либо изменение нормативных документов таким образом, чтобы 50-процентный штраф по Закону "О защите прав потребителей" взыскивался не в пользу гражданина, а в пользу бюджета.

Как на ситуацию повлияют меры, предлагаемые реформой ОСАГО? Почему нельзя отменять территориальный коэффициент (РСА выступает против)?

Евгений Уфимцев: Реформа ОСАГО предполагает в первую очередь реформирование подхода к определению тарифа на обязательную "автогражданку". В результате этих изменений тариф должен стать более справедливым и зависящим от потенциальной "убыточности" конкретного автовладельца. Предполагается расширение тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз, реформа коэффициента бонус-малус (КБМ) и коэффициентов возраста и стажа (КВС).

Расширение тарифного коридора позволит скорректировать разбалансированность системы ОСАГО, в первую очередь - в региональном разрезе. При этом в конечном итоге повышение тарифа на себе ощутят, по нашим прикидкам, только около 16 процентов водителей, которые сейчас явно недотарифицированы.

Вторая часть реформы включает в себя дополнительные изменения, которые требуется вносить в закон об ОСАГО. Они прописаны в законопроекте минфина, который предполагает кардинальную реформу лимитов возмещения, сроков страхования, а также предполагает изменение подхода к определению коэффициентов.

Предполагается, что коэффициент мощности двигателя и территориальный коэффициент будут вовсе отменены

В частности, предполагается, что коэффициент мощности двигателя и территориальный коэффициент будут вовсе отменены. При этом появится коэффициент "нарушения ПДД" и "коэффициент страховщика". Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям ПДД - тем, кто пересек две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным и т.п. Второй будет давать страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.

Согласно свежему варианту поправок, коэффициент мощности будет отменен с 1 сентября 2019 года, а территории - с 1 сентября 2020 года. При этом с 1 сентября 2019 года коридор, в рамках которого страховщики смогут повышать и понижать тариф, составит 30 процентов, а с 1 сентября 2020 года - 40 процентов.

РСА не против отмены территориального коэффициента, но эта отмена должна быть осуществлена своевременно, в соответствии с этапами дорожной карты по либерализации тарифа ОСАГО.

Александр Чистов / Антон Переплетчиков / Евгения Носкова