И про старуху бывает чернуха
Из вышеприведенной словесной диареи следует как минимум одно: "Хэллоуин" - франшиза крайне запутанная. Похлеще любой мыльной оперы. И это еще если не брать в расчет "Хэллоуин 3" и дилогию Роба Зомби. Новый же "Хэллоуин" вообще игнорирует все "Хэллоуины", кроме оригинала 1978 года (с той же обезоруживающей легкостью, с какой седьмая и восьмая части игнорировали четвертую, пятую и шестую, а вся серия игнорировала здравый смысл), являясь его прямым сиквелом, но почему-то называясь просто "Хэллоуин". Возможно, потому что фильмов с названием "Хэллоуин 2" и так уже две штуки. Или, что еще вероятнее, потому что фильм Дэвида Гордона Грина - не столько сиквел, сколько ремейк.
Итак, прошло сорок лет. Майкл Майерс сидит (точнее - стоит) в психиатрической лечебнице, прикованный цепью, и зловеще молчит. К нему приезжают журналисты, показывают ему его маску и просят, чтобы он что-нибудь сказал. Забегая вперед, заметим: в этом фильме всем почему-то очень хочется, чтобы Майкл Майерс что-нибудь сказал. Но мало ли, чего им хочется.
Вскоре Майкл Майерс, естественно, сбегает - как в первой части. Сбегает, когда его перевозят зачем-то в другое учреждение - как в четвертой части. Которую "Хэллоуин", напомним, игнорирует.
Параллельно мы узнаем, что Лори Строуд, постаревшая, заматеревшая и возмужавшая одновременно, превратившаяся в суровую бой-бабу типа Сары Коннор или Эллен Рипли, так и не догадалась куда-нибудь переехать. Она поселилась отшельником в лесу на территории, окруженной забором, в огромном пустом доме - чтобы в последнем акте фильма по нему бродить, сжимая в руках ружье и напряженно вглядываясь в многочисленные темные углы. Короче, подготовилась ко встрече с заклятым врагом как надо.
Чтобы как-то отвлечься от стрельбы по манекенам - это тоже входит в программу подготовки, - Лори Строуд иногда наведывается к дочке, которая от безумной старухи не без оснований шарахается, и к внучке, которая не шарахается. Последняя и назначается основной целью юбилейной, десятой (не одиннадцатой - из-за того, что третий "Хэллоуин" в игнорировании событий других частей обскакал всех, проигнорировав саму фигуру маньяка) охоты Майкла Майерса.
Приблизительно две трети фильма "Хэллоуин" 2018-го благоговейно и подобострастно копирует "Хэллоуин" 1978-го. Что, безусловно, можно понять. Культ, веха, отправная точка и так далее. Но если объективно смотреть на вещи, даже тот "Хэллоуин" - уже не тот. Классика остается классикой, но жанр слэшера не стоит на месте, он развивался и продолжает развиваться, становится бодрее и изощреннее в методах. "Не дыши", "Тишина", "Швы" или задорная постмодернистская свистулька "Счастливого дня смерти", удачно скрещивающая кино про загадочного душегуба с "Днем сурка", - лишь несколько выбранных навскидку относительно свежих примеров того, как жанр прогрессировал.
Но "Хэллоуин" Дэвида Гордона Грина и Дэнни МакБрайда упорно делает вид, что после "Хэллоуина" Джона Карпентера вообще ничего не было. В некотором смысле он тоже как "День сурка" - все это мы уже видели. Что с точки зрения визуально-аудиальной даже плюс: все точно как у Карпентера - и картинка, и блестящий, чуть подмиксованный саундтрек, и белая маска Майкла Майерса, обретшая благородную фактуру, и сам Майкл Майерс, все такой же крутой.
Ну а с точки зрения всего остального - то, что было актуально тогда, будучи воспроизведенным без значительных изменений - и речь идет не столько об узнаваемых отсылках (которыми франшиза и так набита под завязку), сколько о буквальном повторении тех же сцен, - выглядит как вторичный, старомодный, медлительный, безнадежно глупый, а главное - решительно никому не нужный ужастик, населенный раздражающе тупыми одномерными персонажами. Совсем не пугающий и недостаточно кровавый, чтобы сбалансировать несусветные объемы воды - хотя пара действительно зрелищных и запоминающихся изуверств, справедливости ради, присутствует.
К последней трети, после довольно нелепого твиста "Хэллоуин" все же пытается немного мутировать - во что-то вроде ревендж-муви, не менее, впрочем, унылого. И, разумеется, с ощутимым феминистским душком. Ведь что ж это за современный ремейк без феминистского душка? В общем, Лори мстит своему давнишнему мучителю (и "всем этим козлам" в его лице, само собой). При поддержке членов семьи сугубо женского пола.
Конечно, сама идея мщения Майклу Майерсу весьма спорна, если учесть, кто он такой - или, вернее, что он такое. Это все равно что дождю мстить за намоченную одежду. Дождю от этого ни горячо ни холодно, поскольку он - всего лишь воплощение хаотичной и неумолимой стихии, как и Майкл Майерс. Однако если все же рассматривать "Хэллоуин" в контексте MeToo и тому подобных социальных явлений (кстати, забавный факт: небезызвестные Вайнштейны сделали немалый вклад в развитие мира "Хэллоуина", спродюсировав несколько частей), то образ женщины, сорок лет молча ждавшей шанса уничтожить обидчика - брутального белого мужчину, - и таки дождавшейся, вполне органично вписываются в нынешние кинематографические тренды.
Но любые социальные явления преходящи. В отличие от Майкла Майерса - вечной поп-культурной ценности, символа непобедимого, чистого зла. А вечные символы, какими "актуальными" интерпретациями ты их ни обклеивай, нельзя ни сжечь, ни застрелить, ни утопить. Даже если ты сильная независимая женщина. Без Лори Строуд "Хэллоуин" легко обойдется, тогда как без Майкла Майерса - и это доказано опытным путем - нет.