"Ужасы оптом": все фильмы хоррор-франшизы "Хэллоуин"
"Хэллоуин" даже по меркам своего непритязательного жанра, в котором считается одним из безусловных шедевров, отличается сюжетным хаосом. Истории из жизни неубиваемого мясника в жутенькой маске постоянно вступают друг с другом в смысловые конфликты, игнорируя изложенные прежде факты, а порой - и самого антигероя.
"Хэллоуин" (1978)
Началось все с карпентеровского хита, во многом сформировавшего законы слэшера. Оголтелый убийца гоняется с ножом за фотогеничными подростками, как правило, отвлекая их таким образом от плотских утех. Причем особое внимание Майерса привлекают сиделки. Но и в попутном случайном кровопускании он никогда себе не отказывает.
В "Хэллоуине" нас очень бегло знакомят с предысторией: в раннем детстве Майкл зачем-то зарезал свою сестру, после чего 15 лет просидел в психушке, откуда сбежал. И, как водится, начал всех убивать.
Здесь-то и происходит первая судьбоносная встреча монстра с его главным противником - девушкой Лори Строуд (Джейми Ли Кертис), подрабатывающей нянькой. В первом фильме она становится типичной "final girl", чем обрекает себя на долгую и мучительную борьбу со злом, которую время от времени будут прерывать любящие пооригинальничать сценаристы.
Это - единственный фильм серии, снятый лично Карпентером. Помимо режиссерских функций, он, как это часто бывало, взялся написать саундтрек, моментально ставший непререкаемой классикой и прозвучавший почти во всех последующих картинах. Другим родителем франшизы стал продюсер Мустафа Аккад, далее работавший над всеми семью оставшимися фильмами "основной" линейки. Возможно, он бы присмотрел и за "альтернативной" дилогией Роба Зомби, если бы не скончался в 2005-м - за два года до выхода первой ее части. Поэтому за "перезапуском" присматривал уже его сын Малек. Но это всё потом.
"Хэллоуин 2" (1981)
Второй - хронологически и по степени почитаемости среди поклонников - фильм снял Рик Розенталь. Он при помощи Карпентера (на этот раз занявшегося сценарием) постарался сохранить дух оригинала и по возможности адекватно развить заложенное в нем. В целом преуспев, за что и получил соответствующее признание.
Майкл продолжает свою погоню за выжившей Лори, которой посильную поддержку оказывает доктор Сэм Лумис (Дональд Плезенс), появившийся уже в первой части, но теперь обретший одну из важнейших ролей в сюжете (и, забегая вперед, надолго ее сохранивший). От него-то мы и узнаем, что Лори - еще одна сестра Майкла и что именно это делает ее главной мишенью. Потому что близких родственников он не жалует особо. А остальные - так, под руку попадаются.
При этом все сомнения в феноменальной выживаемости Майерса окончательно развеиваются.
"Хэллоуин 3: Сезон ведьм" (1982)
Самый неординарный, смешной и вместе с тем нелепый из "Хэллоуинов" - безусловно, третий. Здесь не только нет почти ничего от изначального "Хэллоуина", включая фигуру Майерса, взявшего (временный, как вскоре выяснилось) отпуск, но даже вынесенных в подзаголовок ведьм.
Говорят, что Карпентер, изрядно подустав за два фильма от своего детища, поставил в качестве условия своего участия в развитии проекта отсутствие в нем Майерса. Судя по всему, он решил превратить франшизу в своего рода антологию, каждой своей новой частью излагающую какую-то совершенно новую историю, связанную с Днем всех святых. Перечить маэстро смельчаков, очевидно, не нашлось, и Джон согласился стать продюсером третьей картины. Которая в результате обернулась полным провалом.
Уморительный трэшевый сюжет, годящийся разве что для грайндхауса, коим "Время ведьм", по сути, и является, совершенно обескуражил любителей слэшеров. Придуманная сценаристом-режиссером Томми Ли Уоллесом (тем самым, что снял телевизионное "Оно") история о таинственной злобной корпорации с ирландскими корнями, изготавливающей маски-убийцы, активирующиеся веселеньким рекламным роликом (плюс - роботы-киллеры, притворяющиеся людьми!), едва не угробила "Хэллоуин", и от идеи продолжать в этом духе сразу отказались.
"Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса" (1988)
Майерса в срочном порядке отозвали из отпуска и не забыли отметить этот факт на афишах - чтобы разочарованные так и не объявившимися "ведьмами" фанаты вернулись в кинотеатры.
Карпентер все же остался сопродюсером, хотя в титрах это и не обозначено. А сюжет вернулся к малопонятной одержимости Майкла убийствами собственных родственничков.
Лори, впрочем, уже нет в живых - ее за кадром вероломно "выпилили", объяснив все автокатастрофой. Зато вдруг снова объявляется доктор Лумис, как ранее казалось, геройски погибший в конце "Хэллоуина 2".
Но что еще важнее - сестрица маньяка успела оставить потомство от неизвестного энтузиаста. Мириться с существованием дочери Лори по имени Джейми Майкл не намерен, что обеспечивает его смыслом жизни на целых три фильма.
К рейтингам первых двух фильмов работа Дуайта Х. Литтла франшизу не вернула, но заметно выровняла ситуацию, посильно предоставив фанатам все, что они любят: кровавые внутрисемейные распри, сопровождающиеся валом случайных жертв.
"Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса" (1989)
Следующую ленту - снова с осмотрительным упоминанием имени главного злодея в названии - снял швейцарец Доминик Отенен-Жирар. И она была воспринята еще более прохладно.
Не в последнюю очередь это, по всей видимости, связано со смелым, но сомнительным решением установить некую телепатическую связь между злодеем и потенциальной жертвой. Которая, между прочим, в концовке "Возвращения" отчебучила такое, что ждать от нее можно было чего-то повеселее, чем постоянные вещие кошмары.
Всю дорогу за героями по пятам также следует интригующий и многообещающий Человек в черном, но и его сюжетная линия впоследствии завершается скомканным недоразумением.
"Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса" (1995)
Режиссер Джо Чаппелль и сценарист Дэниэл Фаррандс, презрев все риски, продолжили вслед за своим предшественником всяческие эксперименты, заодно не побрезговав использовать кое-что из более ранних наработок.
Джейми, уверенно занявшая было в сюжете место своей несчастной матери, рожает. А это, как мы уже знаем, во вселенной "Хэллоуина" не к добру. Даже несмотря на то, что ребенок в этот раз - не дочь.
Словом, довольно быстро Майкл переключается на наследника проклятой династии, между делом балуя себя средней степени изобретательности душегубством. Заодно шестой фильм пытается (наконец!) дать хоть сколь-нибудь (на самом деле - не очень) правдоподобное объяснение столь явно выраженной нелюбви Майерса к своей бедной родне.
Оказывается, связан "семейный пунктик" с некими древними зловещими обрядами кельтов (никак не оставят их в покое архитекторы франшизы). Весь фильм Майкла курирует "таинственный" темный культ, стремящийся использовать его в своих не особенно ясных, но, понятное дело, богомерзких целях. Членом секты и оказывается тот самый Человек в черном. Все это нагромождение штампов на банальностях, конечно, в восторг мало кого способно привести, но знавала серия фильмы и похуже.
"Проклятие" стало последним фильмом Дональда Плезенса, скончавшегося в том же году.
"Хэллоуин: 20 лет спустя" (1998)
Спустя три года состоялась премьера фильма с мушкетерским названием "20 лет спустя". Режиссер Стив Майнер, начавший свою карьеру с двух продолжений другой культовой серии слэшеров - "Пятницы, 13", вместе с группой сценаристов провернул в 1998 году тот же трюк, что Дэвид Гордон Грин провернет еще через 20 лет (такая вот ирония). То есть наплюет на предыдущие фильмы.
В седьмой части Лори Строуд волшебным образом, в духе своего антагониста, воскреснет, и объясняться это будет тем, что свою гибель (благо, ее никогда не показывали) она инсценировала, чтобы избавиться от надоедливого сталкера Майкла. И если это допущение еще можно принять, то удивительную амнезию еще отнюдь не старой Лори, ни разу не вспоминающей о том, что у нее была дочь (та самая, за чьей трагической судьбой мы следили в течение трех серий), объяснить трудно. Да ее никто, собственно, и не объясняет.
Короче, не было вообще никакой Джейми, забудьте. Зато вот у Лори теперь новое конспиративное имя и новый ребенок (опять от анонимного поклонника) - лоботряс Джон. Тайное, естественно, становится явным, и неугомонный Майкл вновь отправляется на свидание с сестрой.
Фильм примечателен ранними ролями будущих звезд: среди побочных жертв маньяка - персонажи молодых Джозефа Гордона-Левитта и Мишель Уильямс (Джонни Депп вот вообще начинал с роли в "Кошмаре на улице Вязов"). Плюс - симпатичная мини-роль Джанет Ли, шлющей трогательные приветы незабвенному "Психо".
"Хэллоуин: Воскрешение" (2002)
В 2002 году вышел последний фильм "основной" серии, и взялся за нее режиссер второго "Хэллоуина" Рик Розенталь. Развивая изложенное Майнером, он попытался вдохнуть в проект новую жизнь при помощи новомодного формата.
Расправившись с воскресшей (не в последний раз) Лори, Майкл, видимо, интересующийся только отпрысками женского пола в своем роду, отправился на родину - в вымышленный Хэддонфилд, где его дом превратился в объект интереса юных любителей острых ощущений. В погоне за популярностью они подписываются на участие в реалити-шоу в "доме ужасов". Тут-то возвращается хозяин - ну и конец немного предсказуем.
Восьмая лента стала последней - и далеко не самой успешной - в перечне "прямых" наследников ужастика 1978 года. Но отнюдь не последней попыткой оживить Майкла Майерса.
"Хэллоуин 2007" (2007)
Через пять лет за дело решил взялся прирожденный хоррор-мейкер Роб Зомби - под присмотром небезызвестных братьев Вайнштейн.
Знаменитый музыкант и режиссер обстоятельно подошел к заезженному, казалось бы, материалу и постарался кое-что прояснить в отношениях Майкла с семьей и вообще с внешним миром.
По мысли Роба, старшая сестра стала не первой и даже не второй жертвой десятилетнего паренька из неблагополучной семьи. Мать у него была стриптизершей, сестрица с юных лет - вертихвосткой, а отчим - инвалидом, дегенератом, хамом и вообще типичным представителем т.н. "белого мусора". В школе в связи с этим юному Майерсу не давали прохода задиры. За что быстро поплатились. И заверте…
Дальнейшее все мы хорошо знаем - псих сталкивается с Лори (теперь ее играет Скаут Тэйлор-Комптон, а ее подругу - Даниель Харрис, исполнившая роль Джейми в 4 и 5 частях), которая на этот раз с первой же части оказывается его сестрой. А на пути к этой судьбоносной встрече Майкл кромсает сестриных друзей.
Робу удалось собрать отличный актерский состав, включая его эффектную супругу Шери Мун Зомби, фактурного Дэнни Трехо и пугающего Удо Кира, а также почтенных "кубриковских" звезд Малькольма Макдауэлла (он заменил Плезенса в роли Лумиса) и Брэда Дурифа. Особых похвал вполне заслуженно удостоился мрачный Дэйг Ферк, сыгравший Майкла в детстве.
У Зомби, признанного мастера жанра, получился крепкий и современный ремейк, с должным уважением относящийся к первоисточнику. И даже несколько наивная попытка слегка "очеловечить" воплощение абсолютного зла картины не портит.
Увы, о сиквеле так много хорошего не скажешь.
"Хэллоуин 2" (2009)
Изначально Роб Зомби не собирался снимать продолжение "Хэллоуина 2007". Как будто что-то чувствовал. Но Харви Вайнштейн и Малек Аккад все же смогли его уломать. И после перерыва на трэш-мультик "Захватывающий мир Эль Супербеасто" он вернулся к Майерсу.
Попытавшись усложнить мир "Хэллоуина" и населяющих его персонажей, Роберт Каммингс явно переусердствовал. Майклу теперь постоянно мерещится белая лошадь, которая что-то там многозначительно символизирует, а вместе с ней в видениях является мертвая мать (не Роб Зомби, а русский рок какой-то, ей-богу). Сам Майерс оброс клочковатой бородой и свалявшимися в дреды волосами. И значительную часть времени ходит без маски - а это уже, согласитесь, совсем никуда не годится.
Неприятные метаморфозы претерпели и остальные герои. Лори усилиями дико переигрывающей Тэйлор-Комптон стала истеричной идиоткой, а макдауэлловский Лумис из непримиримого борца со злом мутировал в смехотворного и алчного писаку-конъюнктурщика. Юного дарования Ферка здесь и вовсе нет - он за эти два года слишком "постарел". Заменили его на ничем не примечательного Чейза Райта Ванека, на котором сам режиссер стыдливо старается внимание не акцентировать.
"Хэллоуин 2" 2009-го получился затянутым (он заметно длиннее первой части), излишне серьезным, почти во всем избыточным и разваливающимся на куски (несмотря на то, что "склеить" его пытались в две существенно отличающиеся друг от друга версии). И очевидное умение культового режиссера и музыканта снимать красиво и сочно его совершенно не спасло.
Здесь, казалось бы, затянувшейся сказочке и конец. Но не тут-то было. В такое уж время мы живем.
"Хэллоуин" (2018)
Как мог бы сказать один великий русский писатель, все хорошие ремейки и ребуты похожи друг на друга, но каждый плохой ремейк неудачен по-своему. Новая версия "Хэллоуина", снятая Дэвидом Гордоном Грином, делает вид, что ничего, кроме фильма Карпентера, на экраны не выходило. Причем не только в рамках серии, но и в жанре слэшера вообще.
Продолжая сюжет фильма сорокалетней давности и пренебрегая событиями всех последовавших за ним частей, последняя (будем надеяться, буквально) глава истории Майкла Майерса и восставшей Лори Строуд (Джейми Ли Кертис вновь вернулась к роли) дословно его цитирует, умудряясь не добавить совершенно ничего нового, не считая модного ныне феминистского привкуса, и при этом не обладая и частью того драйва, что был у того же "Хэллоуина 2007".
Ситуацию спасает разве что бессмертная карпентеровская музыкальная тема, обретшая классное современное звучание, и пара неплохих кровавых сцен, коих здесь решительно не хватает: Грин решил сосредоточиться на скучных словесных разборках между героинями, противостоящими злодею.
О том, чем так плох этот фильм, во всех подробностях можно узнать из нашей свежей рецензии.