За ужесточение требований к АГЗС выступили участники "Газового клуба". Данная структура объединяет крупных поставщиков газа со всей страны. В основном, это организации созданные на базе региональных поставщиков газа, которые еще в годы СССР осуществляли продажу газа в баллонах и занимались обслуживанием газового оборудования. Сейчас компании в разной степени аффилированы к региональным государственным структурам.
Генеральный директор АО "Ленгаз-Эксплуатация" Олег Степанов говорит, что когда в Петербурге происходят взрывы газа, по старой памяти проверяющие идут к ним, даже если очевидно, что взорвавшийся баллон был заправлен в другом месте. Эти места сотрудники компании хорошо знают, более того, в компании говорят, что многие АГЗС Петербурга не соблюдают требования об охранно-защитных зонах, они располагаются вблизи торговых объектов, у автомобильных колец, хотя по действующему законодательству расстояние должно быть не менее 50 метров.
Пафос Степанова разделяют и компании с государственным участием в других регионах. Андрей Бандалетов, генеральный директор ООО "ЛОГазинвест" говорит, что компания несколько раз обращалась в полицию с сообщениями о нарушениях в АГЗС в Ленинградской области. Но ни одного уголовного дела так и не было возбуждено.
В самих компаниях утверждают, что дело не в конкуренции, хотя на АГЗС за счет снижения издержек, газ нередко стоит дешевле. Желание ужесточить требования для заправочных станций участники рынка объясняют необходимостью повысить безопасность в данном сегменте. Примеры, когда на деятельность АГЗС обращают внимание, есть. Но они трагические. Так, в Омской области по решению местных властей после серии взрывов газовых баллонов закрыли все АГЗС. Самое резонансное ЧП унесло жизни пятерых детей.
Главная претензия к АГЗС - заправка бытовых газовых баллонов. С начала года в Петербурге произошло 18 взрывов газа, и причиной их становились именно баллоны. "Российская газета" уже писала об этой ситуации.
На АГЗС по действующему законодательству можно заправлять только автомобильные баллоны. Дело в устройстве самих емкостей. На машинах они оснащаются клапанами-отсекателями и как только при заправке баллон заполняется на 85 процентов от фактического объема, подача автоматически прекращается. На бытовых газовых баллонах такого отсекателя нет, а если в емкость перелить газа, то это может привести к взрыву.
Поэтому баллоны можно заправлять только на газонаполнительных пунктах (ГНП), где установлено оборудование, контролирующее норму заправки баллона. В Петербурге таких пунктов всего четыре. Теоретически основными потребителями газа в баллонах должны быть дачники, но практика показывает, что активнее всего ими пользуются конторы по установке натяжных потолков.
По оценкам Руслана Измайлова, руководителя петербургской ассоциации монтажников натяжных потолков, ежемесячно в Петербурге натяжные потолки устанавливаются на площади около 400 тысяч квадратных метров, каждый день в Северной столице происходит порядка 300 монтажей. Сто бригад с сотней баллонов ежедневно обходят городские квартиры.
Руслан Измайлов говорит, что монтажные бригады на ГНП заезжают нечасто, все ищут возможность заправить баллон как можно ближе к дому или адресу монтажа, поэтому выбирают АГЗС. На станциях баллон почти не проверяют, на таких объектах даже нет оборудования, которое позволяло бы установить, сколько газа осталось в баллоне, который привезли на заправку.
Сами АГЗС официально относятся к IV классу опасности, то есть, считаются объектами с низкой вероятностью аварий. Сейчас в Петербурге работает порядка сотни АГЗС. Многие из них спрятаны в промзонах, за шиномонтажными мастерскими и автосервисами. О том, что там можно заправиться газом, знают лишь постоянные клиенты.
Входной порог в бизнес здесь невелик. Готовые АГЗС в Петербурге продаются за 2,5 - 3 миллиона рублей, для сравнения, заправочные станции с жидким топливом выставляются на продажу за 15-40 миллионов рублей. АЗС должна быть капитальным объектом с подземными резервуарами, на АГЗС газ продают из цистерны.
Кроме того, к АЗС установлены жесткие требования безопасности и их соблюдение контролируется.
За АГЗС тоже раньше следили, эти станции относились к третьему классу опасности и Ростехнадзор был обязан проверять их в плановом порядке раз в три года. Но в феврале прошлого года были внесены изменения в федеральное законодательство, которые присвоили этим объектам IV класс, а, значит, проверки стали необязательными. Предполагалось, что контроль будет осуществляться силами саморегулируемых организаций. Но эксперты говорят: внутреннего контроля в этой сфере так и не появилось.
Так как баллоны на АГЗС заправлять и так нельзя, то инициатива по лицензированию деятельности таких объектов, по законопослушным дачникам и фирмам, которые монтируют потолки с соблюдением техники безопасности, не ударит. Зато автомобилистов, чьи машины работают на газе, предлагаемые поправки "Газовым клубом" поправки могут задеть серьезно.
- Любое ужесточение требований к какому-либо объекту приводит к увеличению стоимости реализуемой продукции - в данном случае газа. Так что в случае принятия нового порядка лицензирования деятельности АГЗС, цена топлива ожидаемо вырастет. Насколько серьезно - покажет время. За последний год цена газа увеличилась на 10 рублей, по темпу роста практически догнав бензин, - говорит операционный директор компании грузоперевозок Илья Берсон.
По оценкам топ-менеджера, нововведения могут спровоцировать изменение структуры рынка, поскольку сейчас владельцы мощных автомобилей из экономии все чаще переходят на газ. Соответственно, если разница в цене бензина и газа перестанет быть существенной, то смысл в установке газобаллонного оборудования потеряется и владельцы профильного бизнеса окажутся в проигрыше.
Изменения предлагаются не только в деятельности АГЗС. В частности, поставщики газа подготовили обращение в Российский союз страховщиков с предложением ввести контроль за прохождением техосмотра. Если инициатива будет принята, то с автолюбителя при этой процедуре будут требовать документы, подтверждающие освидетельствование баллона.
- Поправки вполне целесообразны. Владельцы авто будут уверены в безопасности своего транспортного средства. Нововведения не сильно скажутся на общей стоимости обслуживания авто, так как стоимость газового топлива на данный момент значительно ниже, чем бензина, и составляет примерно 22 рубля, - считает Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию сети автосалонов.
С диллером согласен и профессиональный гонщик, двухкратный чемпион России по авторалли Андрей Севастьянов.
- У владельца с исправным оборудованием, будь то АГЗС или автомобиль, никак не изменится затратная часть, если он до текущего момента поддерживал оборудование и технику в соответствии со стандартами и нормами безопасности, - говорит спортсмен.
Севастьянов обращает внимание, что аварии автомобилей на газовом топливе могут иметь еще более серьезные последствия, чем машин на бензине. По словам спортсмена, в момент ДТП в автомобиле нередко происходят протечки и топливо загорается. Лужи с бензином тушат плотной тканью, песком, водой, огнетушителями. При газобалонной системе шансов потушить пламя значительно меньше, при этом возрастает вероятность взрыва.
Алексей Коллектер, предприниматель, эксперт в области обеспечения безопасности дорожного движения, считает идею ужесточить техосмотр надуманной.
- На газовый баллон, устанавливаемый на автомобиль, нанесена маркировка с датой следующего проведения проверки баллона, на техосмотре на это и так обращается внимание, что тут еще придумывать. Другое дело, что после передачи функций техосмотра из сферы государственного контроля в коммерческие фирмы, эта процедура стала формальностью. В интернете полно предложений пройти техосмотр, автомобиль предоставлять и не нужно, - говорит Коллектер.
Тем не менее, по мнению генерального директора консалтинговой компании Сергея Миславского, поправки от поставщиков газа имеют все шансы быть принятыми на федеральном уровне, поскольку в сегменте техосмотров транспорта на газомоторном топливе (ГМТ) есть простор для совершенствования нормативной базы. Опасение эксперта вызывает то, что в нынешних условиях нововведения могут привести к росту бюрократических преград, при этом рынок не станет более цивилизованным.
- Данная сфера может стать более упорядоченной и менее коррупционной только за счет цифровизации. Она позволит автоматизировать реестры учета автомобильного транспорта на ГМТ в том числе при переоборудовании и паспортизации технического состояния, включая качество техосмотров на всем периоде жизненного цикла вплоть до утилизации, - уверен Миславский.
До сих пор в данном сегменте не внедрен электронный документооборот. АГЗС выдают чеки, но нигде не фигурирует, баллон они заправляют или автомобиль. Автолюбители переоборудуют свои машины под газовое топливо, но нередко обращаются в гаражные мастерские, а если и техосмотр проводится "для галочки", то ни страховая компания, ни ГИБДД, ни даже сам автолюбитель, понятия не имеют, в каком состоянии находится автомобиль и можно ли вообще вставлять ключ в замок зажигания.