Профицит бюджета в следующем году - порядка 2 трлн рублей, доходная часть - 19 трлн 969,3 млрд рублей. "Это большие возможности для реализации целей, обозначенных в Послании президента и указе от 7 мая 2018 года по повышению благосостояния наших граждан, качества их жизни - улучшения жилищных условий, реализации инфраструктурных проектов", - подчеркнул председатель Госдумы, подводя для журналистов итоги рассмотрения.
Перед первым чтением состоялось серьезное обсуждение - в подготовке документа приняли участие все думские комитеты, поддержав его принятие. "О поддержке высказались Счетная палата, Центробанк, Общественная палата, эксперты ведущих экономических вузов и деловых объединений страны", - добавил Володин.
Отдельный обстоятельный разговор по бюджету с финансовыми ведомствами состоялся у думских "единороссов". Обсудили проблемные моменты и наметили, что надо уточнить в документе ко второму - основному - чтению.
Глава профильного комитета по бюджету Андрей Макаров сообщил, что "столь глубокого рассмотрения бюджета, предварительного обсуждения, не было никогда". "И это понятно, - сказал он. - Ведь мы в первую очередь рассматриваем вопросы, связанные с реализацией в бюджете, с финансовым обеспечением "майского" указа президента, национальных проектов. И сегодня, когда в проекте бюджета проверена каждая цифра, мы можем окончательно сказать, что они достоверны".
Подготовленный правительством документ, по его словам, демонстрирует колоссальное снижение зависимости российской экономики от сырьевых ресурсов. Удалось накопить серьезные резервы для того, чтобы уже следующая трехлетка могла стать прорывом, о котором говорил президент в Послании Федеральному Собранию, подчеркнул глава комитета.
Подробно бюджет на предстоящую трехлетку депутатам представил первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в нем заложено выполнение стратегических задач президента. Речь идет о темпах экономического роста выше среднемировых, а также о повышении продолжительности жизни, реальных доходов населения, производительности труда, изменении качества предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании, социальной сфере.
Особое внимание в 2019-2021 годах будет уделено социальным вопросам. Этому посвящены новые нацпроекты. На решение с их помощью проблем демографии и здравоохранения в предстоящие три года будет направлено более 2 триллионов рублей. Так, более триллиона рублей в течение 6 лет будет потрачено на модернизацию онкоцентров и сердечно-сосудистых учреждений. В предстоящие шесть лет качественным образом предстоит улучшить и систему образования, в частности, ставится задача войти в десятку стран по качеству общего образования.
Задача также стоит сделать доступной ипотеку, ориентир - 8% ставка по ипотечным кредитам, сообщил Силуанов. Еще одна цель - обеспечить переселение людей из аварийного жилья, из которого планируется расселить более 9,5 миллиона человек, потратив 100 млрд рублей. И это только часть задач, которые решает бюджет.
"Профицитный бюджет - это залог того, что мы в полном объеме сможем выполнить наши обязательства без сокращений, без секвестров, как это раньше иногда проходило, - сказал Антон Силуанов. - Мы пополним наш запас - резервный фонд с тем, чтобы иметь подушку безопасности на случай влияния извне на нашу экономику. Поэтому, уважаемые депутаты, бюджет отвечает задачам, которые поставлены в указе президента, бюджет защищен от внешних воздействий".
Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в своем выступлении подчеркнул, что бюджет отражает цели и приоритеты, определенные президентом. "Национальные цели закреплены персонально за ответственными вице-премьерами, теперь мы знаем, с кого спрашивать за их исполнение и достижение", - заявил он.
"Снижается зависимость бюджета от цен на нефть в результате работы жесткого бюджетного правила. Но в целом, я считаю, оно оправдано", - заявил глава контрольного ведомства.
В то же время он обратил внимание на ряд проблемных моментов - в частности, есть риски большой программы заимствований, которая существенно будет увеличена в следующем году.
Как подчеркнул Вячеслав Володин, Госдуме вместе с правительством, экспертами предстоит большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению.
"Мало выделить средства, необходимо обеспечить их эффективное использование, - заявил он. - В этой связи, на Госдуму ложится огромная ответственность. Нам важно обеспечить парламентский контроль, вести интенсивную работу в своих регионах, потому что все национальные проекты - это решение вполне конкретных задач, строительство конкретных объектов инфраструктуры".
Он поставил задачу комитетам ГД взять под контроль реализацию каждой госпрограммы по своему профилю.
Председатель Госдумы, кроме того, предложил поручить думскому комитету по контролю и регламенту контролировать реализацию нацпроектов и госпрограмм. Работа должна быть выстроена системно, уверен он.
В связи с этим Вячеслав Володин считает необходимым внести в регламент изменения, касающиеся правительственных часов, в ходе которых в Думе отчитываются члены кабмина. Кроме аудиторов Счетной палаты после министров и вице-премьеров должны выступать представители комитета по контролю и регламенту, считает спикер ГД. В своих выступлениях они бы и "давали оценку реализации национальных проектов и госпрограмм в разрезе того или другого министерства".
Володин подчеркнул, что такая мера позволит вести детальный анализ реализации нацпроектов и госпрограмм, усилит ответственность за их реализацией и поможет Минфину контролировать исполнение бюджета. Нововведение, таким образом, будет направлено на усиление парламентского контроля.
Антон Силуанов заявил, что министерство поддерживает такую инициативу.
Планируется, что проект федерального бюджета и сопутствующие ему законопроекты будут рассмотрены Госдумой во втором чтении 14 ноября, в третьем - 20 ноября.
На том же заседании Госдума приняла в первом чтении проекты бюджетов Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2019-2021 годы, а также других внебюджетных фондов. В частности, проект бюджета ПФР на следующий год сформирован по доходам в сумме 8,6 трлн руб. и почти таким же расходам. Бюджет фонда сбалансирован, а для обеспечения выплаты пенсий, пособий и т. п. в него поступят деньги из федеральной казны. В 2019 году это будут 3,3 трлн руб. Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров будет расти на 1 тыс. руб. ежегодно. Индексация пройдет с 1 января - на 7,05% в 2019 году, а также на 6,6% и 6,3% в 2020 и 2021 годах. К 2024 году индексация обеспечивает рост пенсий до 20 тыс. руб. Кроме того, Пенсионный фонд выполняет другие свои важнейшие программы. С 1 января следующего года возвращается надбавка для сельских пенсионеров, которые дополнительно будут получать 1 тыс. 300 руб. в месяц. Материнский капитал не только сохранен, но и с 2020 года будет проиндексирован - до 370 - 480 тысяч соответственно.
Доходы бюджета РФ в 2019 году ожидаются на уровне 19,969 триллиона рублей, расходы - 18,037 триллиона рублей, соответственно профицит составит 1,932 триллиона рублей, или 1,8% ВВП. При подготовке бюджета кабмин исходил из прогноза ВВП 105,82 триллиона рублей, инфляции - не выше 4,3%.
На 2020 год доходы закладываются в объеме 20,219 триллиона рублей, расходы - 18,994 триллиона рублей, профицит - 1,224 триллиона рублей.
В 2021 году ожидаются доходы в 20,978 триллиона рублей, расходы в 20,026 триллиона рублей и, соответственно, профицит в 952 миллиарда рублей (0,8% ВВП). ВВП на эти годы прогнозируется в объеме 110,732 и 118,409 триллиона рублей, инфляция - не выше 3,8% и 4%.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"