Беспилотники позволят сократить издержки в сфере грузоперевозок
Дальнобой отдохнет за рулем
Экономический эффект ожидают от отдыха водителей во время движения, сокращения расхода топлива, снижения аварийности. По оценкам экспертов, на российском рынке массовые примеры автономного вождения начнут появляться в ближайшие 2-3 года.
Автопилотируемыми грузовиками занимаются многие концерны. Например, в 2016 году компания Otto совершила в США первую в истории доставку груза с помощью беспилотной фуры. В том же году Mercedes-Benz представили автономный грузовик Future Truck 2025. Колонна из трех таких машин под управлением автопилота проехала 600 километров из Штутгарта в Роттердам. Беспилотным грузовиком является Tesla Semi Truck: его аккумуляторы позволяют проехать более 800 километров без подзарядки с полной загрузкой кузова, а электромоторы - разогнать грузовик до 96 километров в час за 5 секунд.
Беспилотная фура Hyundai Xcient самостоятельно проехала 40 километров по участку трассы в Южной Корее. Пока это была разовая демонстрация возможностей новой системы, но автопроизводитель разрабатывает полностью беспилотную технологию для грузовиков, считая, что это сделает перевозки дешевле, безопаснее.
Отечественный автопром также ведет разработки в этой области. Оборудованный системой датчиков и управляемый автопилотом "КамАЗ" уверенно прошел испытания на полигоне. ГАЗ представил модели беспилотных автомобилей, созданных на базе электробусов "ГАЗель NEXT". Горьковский автозавод проводит полевые испытания нескольких образцов беспилотных ТС с системами автопилота различных типов и различных уровней автономности. Беспилотники обеспечивают полностью автономное передвижение по заданному маршруту. Они способны самостоятельно определять на пути как стационарные, так и динамические препятствия.
"Важно, что российские беспилотники, в отличие от зарубежных, тестируются не в идеальных условиях на ровном дорожном покрытии с яркой разметкой, а в родных: в непогоду, слякоть и на бездорожье", - говорит IT-советник генерального директора компании "ПЭК" Вячеслав Тимонин.
По данным КПМГ, Россия находится на 18 месте индекса готовности стран к использованию автономного транспорта. Эксперты уверены, что экспансия беспилотников в России начнется именно с грузовиков. Но в ближайшие 10 лет профессия водителя фуры, скорее всего, не исчезнет. "Сейчас большинство проектов магистральных грузовиков, оснащенных технологией беспилотного вождения, предполагают модель сотрудничества водителя и искусственного интеллекта, который берет на себя управление на отдельных участках дороги или при определенных условиях. Но даже такая технология позволит достигнуть существенного экономического эффекта", - говорит Вадим Топоров, заместитель директора отдела управленческого консультирования КПМГ в России и СНГ.
Внедрение автономного транспорта будет происходить постепенно. Беспилотные автомобили начнут использовать не на автомагистралях общего пользования, а на территориях с ограниченным доступом, где легко создать условия для применения таких машин, например, в карьере, порту, в аэропорту, на территории промышленных или сельскохозяйственных предприятий.
Отсрочить появление беспилотников на дорогах общего пользования в России может отсутствие нормативной базы. Она должна регулировать такие вопросы, как автономное дорожное движение, сертификация и страхование беспилотных автомобилей и т.д. Когда нужные законы будут приняты, можем смело ждать беспилотные такси, автобусы, службы доставки товаров. Магистральные же грузовики, хотя и будут оснащены технологией беспилотного вождения, еще долго не избавятся от места для водителя, считают эксперты.
"При самом удачном развитии событий, через 10-15 лет, беспилотные автомобили смогут занять максимум 40-50 процентов мирового рынка. Пока еще не представлен автомобиль с пятым уровнем автономности, в планах автопроизводителей - это 2021 год. Поэтому водителям точно ничего не угрожает", - говорит Дмитрий Шепелявый, замгендиректора SAP CIS.
Согласно прогнозу Frost & Sullivan, массовая коммерциализация технологий автономного вождения начнется после 2025 года. К этому времени рынок автономных ТС увеличится с нынешних 1,3 до 84 миллиардов долларов.
"Лидерами на мировом рынке беспилотного транспорта сейчас являются Waymo и General Motors. Waymo была первой компанией, представившей и успешно испытавшей беспилотники, которым только в трех случаях на 560 тысяч километров пути требовалось вмешательство человека в процесс управления. А GM одной из первых наладила серийное производство и переманила на свою сторону крупных инвесторов, готовых вкладывать немалые суммы в развитие беспилотных ТС", - говорит Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса "Тошиба Рус".
В России, как и во всем мире, мы сталкиваемся с нехваткой водителей. Беспилотники могут помочь справиться рынку с этим дефицитом. Использование беспилотников может со временем улучшить условия труда водителей: сейчас они неделями колесят вдали от дома, а когда-нибудь смогут оставить самые дальние маршруты беспилотникам.
"Сегодня российский бизнес приобретает беспилотные технологии за рубежом. Разрыв огромный: иностранные игроки разрабатывают решения уже 5-7 лет, развивая собственные технологии и проводя обширные тесты. Если Россия планирует иметь на рынке собственных игроков, еще не поздно, но инвестиционные проекты должны быть объективно надежными", - говорит Денис Бэнэвиз, руководитель отдела методов, процессов и инноваций FM Logistic.
В конечном итоге автономные грузовики должны обходиться бизнесу дешевле. Но многие производители коммерческого транспорта пока не могут представить точную себестоимость грузовика или даже стоимость владения им. "Сегодня затраты распределяются так: треть - труд водителя, треть - топливо, треть - эксплуатация. Скорее всего, сократить расходы удастся. Но полностью исключить человека из этой формулы точно будет невозможно", - резюмирует Павел Дубовицкий, руководитель отдела управления продуктом "Скания-Русь".