Каршеринг набирает обороты в России

По прогнозам футурологов, в ближайшие десятилетия в мире будет доминировать так называемая "шеринг-экономика", когда дорогая вещь не покупается для себя, а берется напрокат. Если говорить о владении машиной, одним из самых дорогих товаров, то все уже к тому и идет.

В России в последние годы наблюдается взрывной рост самых разных форм совместного владения машинами. И хотя каршеринг зародился не в нашей стране, по темпам роста автопарков мы догоняем и скоро, видимо, будем обгонять даже лидеров в этой отрасли.

Каршеринг появился в России в 2013 году. Началось все с небольшой компании AnyTyme в Москве, затем в 2015-м на рынок вышел "Делимобиль", "Белка", и дальше операторы пошли как грибы после дождя. "Сейчас в России работают 27 операторов с общим парком более 18 тысяч машин, - рассказал "РГ" руководитель проекта "Трушеринг" Юрий Николаев. - В основном компании сосредоточены в Москве, но, например, один из самых крупных - "Делимобиль" представлен в 11 городах, BelcaCar в Москве и Сочи".

В этом году "большую тройку" существенно потеснил "Яндекс", запустивший сразу почти тысячу автомобилей, к октябрю он довел свой флот до 4500, обставив всех. Ему в затылок дышит "Делимобиль", который в ближайшие несколько месяцев собирается "влить" к своим 4000 машин еще 2000 VW Polo.

Есть и чисто региональные операторы. Так, в Краснодарском крае машину можно взять у UrentCar - у него 400 авто и Sharemobil - 10 машин. В Челябинске и Екатеринбурге есть "UraМобиль" (200 машин). В Ростове работает BestCar (20 авто), в Санкт-Петербурге - colesa.com (35 машин), в Новосибирске - Cars7 (11 авто) и т.д.

Компании стараются пополнять свой парк не только масс-брендами - безусловные лидеры, конечно же, Hyundai Solaris, VW Polо, KIA Rio, но и очень респектабельными машинами. BelkaCar делала ставку на Mercedes, правда, сейчас в ее парке есть и демократичные КIA. Относительно новый оператор MatreshCar закупил Mazda, Jaguar, BMW, Mercedes C-Klass, MINI, Smart.

А "Яндекс" летом добавил Audi и даже Porsche Carrera. Цены на последнюю "кусаются" - 60 рублей минута. А чтобы его арендовать, нужно быть не младше 26 лет и иметь стаж вождения не менее 6 лет. Насколько элитные машины популярны у пользователей, компания не говорит, но общее количество поездок в месяц на всех машинах драйва за последний месяц превысило миллион.

Спросом пользуются самые разные машины -и обычные седаны, и микроавтобусы, и огромные джипы

Осенью в Москве запустили еще "каршеринг для центра": небольшие машинки, зона аренды которых ограничена Садовым кольцом, а то обычно вечером все машины разъезжаются по периферии, и в центре найти машину в аренду практически невозможно.

Помимо федеральных крупных каршерингов в столичном регионе работают и небольшие местные компании. Такая, например, есть в Егорьевске, Пушкино, Подольске, Селятине. Так, шеринг "Звездокар" трансформировался из обычного проката в сервис краткосрочной аренды. Точнее, добавил себе такую функцию - машину можно взять и покататься ненадолго дистанционно, через приложение. А можно подъехать в офис и заключить договор на несколько дней. У "Звездокара" и ему подобных есть огромное преимущество - практически пустой рынок. Крупные игроки не разрешают завершать аренду дальше 5-10 километров от МКАД, а многим в подмосковных городах каршеринг необходим как воздух: автобусы доходят далеко не везде, а на такси не наездишься.

Еще один "Наш каршеринг" запустили на север области. Он состоит из "каблучков" и позиционируется как полугрузовой: для тех, кому нужно что-то привезти, но невыгодно нанимать для этого целую "Газель".

В прошлом году в России появилась разновидность каршеринга - peer-to-peer , когда машины в краткосрочную и не очень аренду отдают обычные автовладельцы. У сервиса Rent n Ride уже более пятидесяти тысяч зарегистрированных пользователей, которым нужна машина, и около семи тысяч автовладельцев. Ищущий машину человек и хозяин "встречаются" на виртуальной площадке и договариваются о цене, месте передачи ключей. На сайте можно также купить дополнительную страховку. И хозяину хорошо: за несколько дней может заработать и на бензин, и на страховку. Недостаток сервиса: каждый раз необходимо встречаться лично, чтобы передать ключи и документы. В компании задумываются о том, чтобы ставить на машины автовладельцев оборудование, которое позволит открывать, закрывать и запускать машины дистанционно.

Летом мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, что в столице может быть запущен еще один "народный каршеринг" под патронатом города. Автовладельцы смогут сдавать машины даже на несколько часов, чтобы авто не простаивало зря в течение дня, пока хозяин на работе. Сейчас сервис находится в разработке.

И еще один вид шеринг-транспорта - карпулинг, когда водитель, едущий куда-то далеко, берет с собой попутчиков, оплачивающих его бензин. Фактически монополист на этом рынке международный концерн BlaBlaCar. Аналогичный сервис запускал mail.ru, но совсем недавно было объявлено о его поглощении. Как рассказали "РГ" в пресс-службе компании, сейчас ежедневно совершается около 100 тысяч поездок с водителями BlaBlaCar. Самые популярные маршруты - Екатеринбург - Челябинск, Казань - Набережные Челны, Москва - Ярославль. В системе зарегистрировано в России около 15 миллионов человек, из них треть - водители (для сравнения: общий рынок в 22 странах - 65 миллионов).