Не стоит слишком драматизировать случай предполагаемой разведдеятельности в австрийской армии, заявил в эфире телеканала ORF президент Австрии Александер Ван дер Беллен. По его словам, в долгосрочной перспективе этот инцидент не омрачит отношений Вены и Москвы.
Поводом для такого заявления стало то, что прокуратура Зальцбурга запросила днем ранее предварительное заключение для семидесятилетнего отставного австрийского военного, имя которого не разглашается. Он якобы с начала 1990-х годов сотрудничал с российскими спецслужбами и получил за такую деятельность в общей сложности порядка 300 тысяч евро. Его обвиняют сразу по трем статьям УК Австрии - преднамеренном раскрытии военной тайны, государственной измене и нанесению ущерба государству. По информации некоторых СМИ, задержанный дал признательные показания.
При этом остается неясным, какого рода данные или документы он мог передавать. Кроме того, позднее австрийские СМИ сообщили со ссылкой на прокуратуру о задержании еще одного подозреваемого - сотрудника Федерального ведомства защиты конституции и борьбы с терроризмом. Его обвиняют в разглашении гостайны.
Многие в Австрии обратили внимание, что скандал разгорелся в тот момент, когда в стране многие возмущаются вступившим в силу с 1 сентября законом, позволяющим работодателям вводить 12-часовой рабочий день без повышения оплаты труда. Местные СМИ отметили поспешность, с которой канцлер и министр обороны объявили об инциденте. Отставного полковника на момент заявления даже не успели арестовать и взяли под стражу лишь спустя 12 часов, пишет австрийская Die Presse.
МИД РФ выразил протест Вене в связи с утверждениями австрийской стороны о работе задержанных в пользу России. Также 10 ноября состоялся телефонный разговор министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с его австрийской коллегой Карин Кнайсль. Стороны обсудили напряженность в отношениях двух стран после ареста бывшего военнослужащего. Также российская сторона отметила, что публичное выдвижение бездоказательных обвинений идет вразрез с нормами международного права.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"