Скандинавская кинозима-2018, часть третья: Швеция
"Кинократия" продолжает обзор новогодних проектов, демонстрируемых по телевидению в скандинавских странах. Основательно погрузившись в реалии Дании, мы переместились в Норвегию, а сегодня отправимся в Швецию. Отличительной чертой этого года стало отсутствие импортного компонента в виде тематически схожих проектов родом из соседних стран.
Родина Карлсона, девочки Пеппи Длинныйчулок, Петсона и Финдуса, а также других сказочных персонажей, известных за рубежом, ими, конечно, не ограничивается. В этом году жители Швеции получили возможность вновь увидеть рождественский эпизод 1991 года "Рождество Суне" (Sunes jul). Главный герой этого произведения - мальчик Суне, детище коллективного творчества писателей Андерса Якобссона и Сёрена Олссона.
Еще одной удачной затеей по переносу шведской детской классики на телеэкраны стал адвент-календарь "Бесхвостик Пелле" (Pelle Svanslös), снятый по мотивам историй шведского писателя и радиоведущего Йосты Ларса Аугуста Кнутссона (1908-1973). У себя на родине котенок Пелле имеет множество почитателей среди представителей многих поколений. Более того - на родине Кнутссона, в Уппсале, существует даже дом-музей, посвященный Пелле, куда шведские семьи с радостью отправляются на экскурсию. Особенно приятно, что одна из книг автора - "Приключения Бесхвостика Пелле" - была переведена и на русский язык. На протяжении двадцати четырех серий зрители наблюдают за приключениями наивного котика и его многочисленного окружения в зимнее, предрождественское время.
В 2012 году впервые было показано продолжение "Тайна замка Гревенхольм" (Mysteriet på Greveholm), снятого за 16 лет до выпуска рождественского варианта, получившего название "Тайна замка Гревенхольм - возвращение графа" (Mysteriet på Greveholm - Grevens återkomst). В общем и целом развитие сюжетной линии первоначального проекта понравилось шведской публике, однако многие обвиняли создателей сериала в пропаганде оккультизма, так как в одном из эпизодов недвусмысленно показан спиритический сеанс. После Олссонов замок Гревенхольм какое-то время пустует, но в один прекрасный момент новые обитатели там все-таки появляются. Два привидения замка радуются такому развитию событий - и прилагают массу усилий, чтобы новые домочадцы почувствовали себя как дома. Однако эта идиллия царствует недолго - очень скоро оказывается, что замок Гревенхольм скрывает массу тайн, не видимых даже пристальному наблюдателю.
"Тайна пиратского сокровища" (Piratskattens hemlighet), с успехом транслируемая в этом году как в Швеции, так и в Норвегии, представляет собой относительно недавний проект, снятый в 2014-м году. В определенной степени этот адвент-календарь нарушает неписаный канон по созданию произведений такого жанра: действие в нем развивается не в Швеции и даже не в волшебном царстве Деда Мороза, а в Хорватии. В центре повествования - Минна и Сэм, недавно пережившие страшную утрату - в результате несчастного случая погиб их отец. Вместе с мамой ребята отправляются на вымышленное Орхидейное побережье, чтобы отметить Рождество в компании сестры отца, двоюродной сестры и дедушки. Сестра отца имеет небольшую гостиницу на берегу моря, но перспективы семейного бизнеса отнюдь не безоблачны, инфраструктуру Орхидейного побережья хочет на корню скупить крупный концерн. Ребята находят выход из ситуации - им становится известно о потерянных сокровищах капитана пиратов.
Этой осенью состоялась премьера нового адвент-календаря "Шторм на Тихой улице" (Storm på Lugna gatan), знакомящего нас с обитателями одной улицы городка с необычным названием "Железный крюк" (Järnkroken). На наших глазах семья Сторм обосновывается в новом для себя месте, и это происходит отнюдь не безболезненно. Неизбежным для новоселов становится знакомство со своими соседями. Помимо жилища Стормов на Тихой улице располагается еще три дома: в одном обитают хиппи, занимающиеся йогой, в другом живут любители технических новинок - они оборудовали пространство таким образом, чтобы оно максимально напоминало устройство айфона, и все это великолепие управляется роботом по имени Хембот ("домашний бот"). В третьем доме в гордом одиночестве живет Эскиль, которого побаиваются дети. Так или иначе, все соседи вынуждены общаться друг с другом и постепенно учатся находить общий язык с теми, кто на них совсем не похож.
Ну а жаждущим ностальгии можно порекомендовать посмотреть (или пересмотреть) "Адвент-календарь Альберта и Херберта" (Albert och Herberts julkalender) 1982 года выпуска, завершающего сезона приключений двух героев, стартовавших в далеком 1974-м (в 1995-м вышло еще несколько серий своеобразного спин-оффа, там главными действующими лицами стали Альберт и Роберт). Альберт, старьевщик, проживает вместе со своим сыном Хербертом на Школьной улице в одном из центральных районов Гётеборга. Герои этого повествования не могут ужиться вместе, но о раздельном существовании не могут и помыслить. Сериал пользовался завидной популярностью, и впоследствии на его основе появилась даже театральная пьеса "Убийство на Школьной улице" (Mordet på Skolgatan). При том что приключения Альберта и Херберта выглядят как достаточно самобытный образчик шведского кинематографа, они являются лишь переложением некогда популярного в Великобритании ситкома Steptoe and Son.