28.12.2018 17:36
    Поделиться

    В городах начинают действовать единые правила парковок

    В России с 30 декабря 2018 года начинает действовать закон об организации дорожного движения, который регулирует создание парковок. Причем как платных, так и бесплатных. В законе уточнено, где именно можно организовывать парковки. Например, под мостами и эстакадами. А в методических рекомендациях минтранса есть даже несколько вариантов разметки для парковок на улицах с различной интенсивностью движения и внутри жилых кварталов территорий.

    Парковок должно хватить всем жителям. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются нормативами строительного проектирования. В городах, которые являются еще и субъектами РФ (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), должны в обязательном порядке быть стоянки как для автобусов, так и для грузовиков.

    В крупных городах закон обязывает вести реестр парковок, информация в котором доступна всем гражданам, так же как информация о правилах парковки. Это касается и платных стоянок. Статья, которая прописывает требования для платных парковок на федеральном уровне, требует четко обозначать дорожными знаками ее границы.

    Возможность оплатить парковку должна быть в наличной и безналичной форме, а само взимание платы должно быть автоматизировано. Кстати, рекомендуется не устраивать платных парковок у больниц, поликлиник, учреждений образования.

    О правовых тонкостях парковки эксперты "РГ" рассказывают в рубрике "Юрконсультация"

    Взимание платы за парковку не допускается с машин пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, автомобилей военной инспекции, силовых и правоохранительных органов. Уже сейчас в России платные парковки есть в более чем 20 крупных российских городах. И большая часть муниципалитетов учли требование закона в части платных парковок, так как им был дан на это целый год. Закон был принят в конце 2017 года.

    А как у них

    Вопрос парковки для мегаполисов Кореи стоит остро. Плотность населения высокая, территория небольшая, а машин много. Даже в одном и том же районе города тарифы могут очень сильно различаться. Для центра Сеула обычной можно считать плату в размере 4-6 тысяч вон (3,8-5,6 доллара) за час. Подешевле муниципальные парковки, где тарифы ниже, но они, как правило, расположены не в самом центре города, а на некотором удалении. Другой способ сэкономить - купить ежемесячный билет на парковку, который позволит оставлять автомобиль хоть круглосуточно в течение месяца. Стоимость колеблется в пределах 150-200 долларов. На выходных парковаться на многих улицах можно бесплатно.

    В Париже, как и в других больших городах Франции, нужно платить за стоянку автомобилей практически на всех улицах с 9.00 до 20.00 с понедельника по субботу включительно. Город поделен на несколько зон, и час парковки в зависимости от близости к центру стоит от 2,4 до 4 евро за первые два часа. Далее цена возрастает более чем в три раза: от 8 до 12 евро. Делается это для того, чтобы автомобилисты не засиживались на одном месте, а если уж им приспичило оставить машину в этом районе, то дешевле будет это сделать, воспользовавшись услугами ближайшего подземного паркинга (там час стоянки обойдется в 3-4 евро, и 20-24 за полные сутки). По воскресеньям и в праздничные дни, к примеру 14 июля, в День взятия Бастилии, парковка повсеместно бесплатная. Раньше это правило также распространялось на август - традиционный во Франции месяц массовых отпусков, когда транспортный поток на столичных улицах резко сокращается, но в 2015 году от этого отказались.

    Закон рекомендует не устраивать платных парковок у больниц, поликлиник, учреждений образования

    Для граждан, у которых нет места в гараже или паркинга под домом, введены "стоянки по месту жительства". Вся столица разбита на множество зон: их в Париже 160. Горожанину нужно обратиться в мэрию, предоставить документы, подтверждающие его адрес, а также данные автомобиля. После этого он получает специальную годовую карточку, дающую право на льготную парковку в четырех зонах вокруг своего дома радиусом примерно в полкилометра. Она стоит 45 евро. В этом случае суточная парковка машины будет обходиться в 1,5 евро. Карточка, а также квиток, который с ее помощью выдает обычная стойка-автомат оплаты парковки, прикрепляется под ветровое стекло машины.

    Чтобы правильно припарковаться в Италии, первым делом нужно научиться расшифровывать цвета. Разметка белыми линиями обозначает бесплатные парковки, правда, они всегда забиты до отказа и могут быть ограничены по времени. Синей разметкой в большинстве итальянских регионов обозначают платную парковку, рядом с которой, как правило, находится автомат или киоск по продаже парковочных талонов. Парковки, обозначенные желтым цветом, зарезервированы для отдельных категорий лиц - жителей данного населенного пункта или инвалидов. Иногда в Италии можно встретить розовые парковки, которые предназначены исключительно для беременных женщин или синьор с детьми. В любом случае особенно внимательно нужно смотреть на дорожные знаки, которые иногда могут идти вразрез с разметкой.

    Расценки на паркинг в Италии варьируются от города к городу и напрямую зависят от месторасположения - чем ближе к центру, тем дороже. Одним из самых "неэкономичных" считается паркинг во Флоренции: от 20 до 30 евро в сутки. Еще дороже может обойтись штраф за неправильную парковку - около 90 евро. Если же неправильно припаркованный автомобиль был вывезен с помощью эвакуатора, сумма штрафа может возрасти в несколько раз. Как известно, итальянцам присуща креативность. Еще одним тому подтверждением стало появление необычной "парковки для поцелуев", которая расположена на подъезде к железнодорожному вокзалу в Падуе, область Венето. Выделенная полоса с надписью "Парковка + поцелуй" предназначена для отъезжающих и провожающих, которым предоставляется возможность спокойно попрощаться, не мешая другим автомобилистам. Первые 15 минут такой парковки бесплатны. Идея возникла у муниципальных властей, поскольку целующиеся итальянские парочки, предающиеся долгим прощаниям, зачастую являлись причиной серьезных заторов на дорогах.

    Подготовили Олег Кирьянов (Пусан), Вячеслав Прокофьев (Париж), Нива Миракян (Рим).

    Между тем

    После недавнего повышения цен на парковку в Москве кошелькам столичных водителей дают передохнуть - в новогодние праздники все городские стоянки станут бесплатными. Парковочные каникулы объявлены с понедельника 31 декабря по вторник 8 января включительно.

    Главное не забыть, что в эти выходные и в субботу, и в воскресенье парковки работают в обычном будничном режиме, и за стоянку нужно платить. Пока в приложении "Московский паркинг" еще нельзя исправлять ошибки, допущенные при вводе данных, и доплатить в конце дня за просроченные часы пока не получится. Такую возможность наряду с изменением номера машины и стоянки добавят в начале следующего года. А пока нужно пользоваться сервисом очень внимательно и помнить, что теперь на все про все остается только 5 минут, а не 15, как раньше. Не успел - плати штраф. Сам же штраф пока еще 2,5 тысячи рублей, но уже с 9 января его размер вырастет вдвое - до 5 тысяч. Дело в том, что после изменения тарифов с 15 декабря на самых загруженных московских улицах парковка стоит 380 рублей в час (с 08.00 до 21.00), и при старом размере штрафа стало выгоднее нарушить правила и запросто "отбить" 2,5 тысячи за семь часов стоянки. Само собой, "РГ" нарушать закон никому не рекомендует, но такая правовая коллизия действительно имеет место быть и совсем скоро будет устранена.

    Перед тем как отправиться в центр города на автомобиле, водителям лучше заранее познакомиться с картой перекрытий улиц на новогодние праздники, которые вводятся для проведения фестиваля "Путешествие в Рождество" и массовых гуляний (https://rg.ru/2018/12/27/reg-cfo/kakie-ulicy-v-centre-stolicy-perekroiut-v-prazdniki.html). В основном, это Тверская улица и прилегающие к ней переулки, Моховая улица, Петровка, а также Варварка и Ильинка. Но это совсем не значит, что на машине к местам проведения торжеств совсем не попасть. Часть переулков закрывают не на всю длину, а лишь частично - например, движение по Брюсовому переулку ограничат только от Тверской до пересечения с Елисеевским переулком. На него можно попасть с Большой Никитской и поставить машину метров через 200. А дальше пройти еще столько же пешком до Тверской, где разворачивается основное веселье и развлечения на любой вкус.

    В регионах

    В Сочи есть как муниципальные, так и частные парковки. Первые обходятся дешевле. Так, сейчас стоимость одного часа на платной муниципальной парковке в олимпийской столице обойдется от 50 рублей, 12 часов - от 500 рублей. С 20.00 до 08.00 можно парковаться бесплатно. У частников - дороже, стоимость варьируется от 100 до 250 рублей в час. В городе есть просто огороженная территория под стоянку, есть паркинги с навесами и мойками, есть небольшие постройки в несколько этажей, многоэтажные паркинги с лифтами или автоматическими платформами. На особенно дорогих участках земли или в специальных паркинговых комплексах можно нарваться на высокий ценник (от 500 за час) и даже некое подобие прейскуранта с системой скидок или абонементов. Но такие паркинги часто пустуют из-за своей ценовой политики.

    В Казани действует 156 платных муниципальных парковок на 3513 автомобилей. Самая низкая стоимость составляет 30 рублей в час, максимальная цена - 100 рублей. При этом в будни с 21.00 до 7.00 утра, по воскресеньям и в праздничные дни парковка везде бесплатная. Муниципальные парковки обозначены специальными знаками и разметкой, а оплатить стоянку можно через СМС с мобильного телефона или в терминалах. Исполком города вводит новые парковочные места примерно раз в полгода. Кроме того, в парламент Татарстана принял закон о запрете платных парковок на территориях, прилегающих к зданиям образовательных и медицинских учреждений, органов госвласти, организаций, предоставляющих госуслуги, а также на участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов.

    В Екатеринбурге 2497 платных парковочных мест в центральной части города. Стоимость парковки едина - 30 рублей в час, тариф не дифференцирован, это собираются сделать в следующем году. Планируется ввести оплату только в рабочие дни с 08.00 до 20.00 и карты резидентов. Оборудование парковок (дорожные знаки, разметка, автоматизированная система оплаты) соответствует требованиям федерального закона. Для автобусов и грузовиков парковок нет, есть автостоянки на окраинах города. ФЗ разрешил субъекту корректировать правила организации парковок, и свердловский парламент накануне Нового года сразу в трех чтениях принял закон "Об организации дорожного движения", изменив требования к платному парковочному пространству Екатеринбурга. Закон, в частности, запрещает взимать деньги с водителей при парковке рядом с объектами спорта, культуры, образовательными и медицинскими организациями, органами государственной и муниципальной власти. Под запрет попадает около четверти из 76 парковок - у оперного и кукольного театров, ряда музеев, мэрии, районного загса и отделения полиции и так далее. Запрет вступит в силу первого января 2020 года, так что у администрации Екатеринбурга есть время на проработку вопроса.

    Все центральные улицы Ростова-на-Дону несколько лет назад были оснащены платными парковками на 6125 мест. Все они оборудованы дорожными знаками, имеют разметку и паркоматы для оплаты (платить можно не только картой, но и через специальное мобильное приложение). По действующим тарифам первые 15 минут можно постоять бесплатно, затем - 35 рублей в час. Получается, восьмичасовой рабочий день с часовым перерывом на обед обойдется в 315 рублей. Для ветеранов, инвалидов и прочих льготников предусмотрены существенные скидки, а для местных жителей парковка и вовсе бесплатная. Платные парковки в центре идут вдоль улиц практически сплошняком. Территории вокруг школ, больниц и вузов не являются исключением. И в администрации города не смогли оперативно ответить, будут ли учитываться рекомендации федеральных властей о том, чтобы снять платную парковку на прилегающих к ним территориях. Городские власти обещали обеспечить Ростов 12 так называемыми "перехватывающими" парковками на границах центра и спальных районов, чтобы водитель мог доехать до центра и бесплатно оставить там машину, а по главным улицам передвигаться пешком или на общественном транспорте. Однако пока их так и не построили.

    Некоторые предприимчивые ростовские бизнесмены стали организовывать свои платные парковки на свободных территориях. Например, временно свободные участки на месте строительства дома, в подвальном помещении торгового центра и так далее. Нередко это "стихийные" парковки, где не дадут чек за услуги. Ближайшая к ростовской редакции "РГ" частная парковка берет 100 рублей за первые два часа стоянки и по 10 рублей за каждый следующий час. Минимальная стоимость часа на легальных платных парковках - 35 рублей за час.

    В Перми стоимость одного часа парковки в центральных районах Перми в этом году увеличилась с 15 до 20 рублей. При этом городские власти отказались от использования тарифного меню - стоимость муниципальной услуги на всей территории, охваченной платными парковками, одинакова. Частные парковки предоставляют один час бесплатно, но каждый следующий обойдется в 80-100 рублей. Как пояснили в МКУ "Пермская дирекция дорожного движения", в Перми при разработке проектов капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог, а также при проведении текущих ремонтов в обязательном порядке организуются новые парковочные места. Дорожные проекты 2019 года обязательно будут учитывать рекомендации по обустройству парковочных мест, приведенные в законе.

    "Расширение зоны платных парковок в Перми происходит поэтапно, - пояснил начальник МКУ "Пермская дирекция дорожного движения" Максим Кис. - По данным социологического исследования, подходящими для расширения парковочной зоны являются Ленинский и Мотовилихинский районы краевой столицы. В дальнейшем тарифная политика и расширение зоны в других районах будет детально просчитываться, чтобы платные парковки становились еще более эффективным инструментом для сокращения нарушений правил стоянки, а также разгрузки улично-дорожной сети. Также готовится проект по организации перехватывающих парковок, внедрение которых позволит облегчить заезды и выезды в районе границ парковочной зоны". В этом году в порядок создания и использования парковок, расположенных на дорогах общего пользования, внесены изменения, предусматривающие бесплатную парковку транспортных средств, используемых пожарной охраной, полицией, скорой медицинской помощью и аварийно-спасательными службами. Выполнены и другие требования, которые предусматривает федеральное законодательство в отношении платных парковок. В частности, городские власти не планируют в будущем году взимать плату за парковку у больниц, поликлиник и учреждений образования.

    В Волгограде по-прежнему остро ощущается нехватка парковок. На пустующих территориях организуются парковочные площадки, на городских магистралях под парковочные карманы переоборудуются широкие обочины и за счет уширения проезжей части к ней присоединяются в качестве мест стоянки дополнительные квадратные метры, рассказал представитель мэрии. Значительная часть внутриквартальных проездов получает разъездные карманы, которые в вечернее и ночное время могут использоваться как парковки для личного транспорта волгоградцев. В рамках строительства новых объектов внимание уделяется организации парковочных пространств вблизи различных организаций и учреждений. Рядом со стадионом "Волгоград-Арена" построено несколько парковочных площадок общей площадью свыше 28 тыс. кв. м. В комплекс нового парка "Победа", расположенного рядом с мемориалом на Мамаевом кургане, включена парковка на 50 машиномест. Также в пойме реки Царица рядом с интерактивным музеем "Россия. Моя история" оборудована парковка, способная принять около 70 автомобилей.

    Вопрос организации платных парковок будет рассмотрен после принятия Волгоградской городской думой "Правил предоставления платного парковочного пространства в г. Волгограде".

    В Петербурге с 2014 года в центральной части города реализуется пилотный проект зоны платной парковки. Отдельно в местах повышенного автомобильного потока вблизи значимых для Санкт-Петербурга инфраструктурных и культурных объектов, а также в густонаселенных районах организованы 18 городских автостоянок на 2266 мест в Центральном, Петродворцовом, Кировском, Красногвардейском, Московском и Приморском районах. Кроме того, на городских автостоянках в Петродворцовом районе организовано 378 мест для размещения автобусов.

    В Центральном районе плата за пользование стоянкой для легкового автомобиля составляет 100 рублей в час, 600 рублей в сутки или 6000 рублей в месяц, мест для грузового транспорта и автобусов не предусмотрено. Часть стоянок в центре Петербурга автоматизирована. Вблизи петергофских фонтанов машину или мотоцикл можно оставить на первые четыре часа за 200 рублей (50 рублей в час), за шестой час плата составит 100 рублей, за седьмой и далее - по 150 рублей в час. Для транспортных средств категорий BE, C, D все варианты на 50 рублей дороже. В Кировском, Красногвардейском, Московском и Приморском районах Санкт-Петербурга почасовой оплаты нет: 200 рублей в сутки или 3500 в месяц для легковых автомобилей, для остальных типов - 330 рублей и шесть тысяч соответственно. Еще 14 перехватывающих автостоянок на 1559 машиномест обустроены в Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском и Фрунзенском районах у станций метро. Днем можно оставить там машину бесплатно, предъявив электронный проездной билет длительного пользования, подтверждающий совершение не менее одной поездки на общественном транспорте. В противном случае пользование парковкой обойдется в 25 рублей в час.

    Подготовили Ольга Максимова, Сергей Тарасов, Ксения Дубичева, Александр Гавриленко, Алексей Трапезников, Роман Мерзляков, Мария Голубкова

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться