06.02.2019 17:40
    Поделиться

    Туган Сохиев выступил с оркестром на сцене Московской филармонии

    В Концертном зале Чайковского прозвучали кантата "Весна" (солист - Василий Ладюк) и Вторая симфония Сергея Рахманинова, "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина.

    Большой театр не редкий гость на филармонической сцене: почти каждый год он выступает в Зале Чайковского и в новой Филармонии-2. Но в этом сезоне Большой театр возобновил свой регулярный филармонический абонемент, в котором оркестр под руководством Тугана Сохиева представил две симфонические программы: в первой прозвучали Восьмая симфония Шостаковича и Второй концерт Прокофьева (солист Вадим Репин), во второй - партитуры Рахманинова и Мусоргского.

    В самой драматургии программы, соединившей два рахманиновских сочинения с "Половецкими плясками", содержатся красивые параллели: Рахманинов, работая над Второй симфонией, дирижировал кантатой "Весна". В интерпретации Сохиева была очевидна эта перекличка партитур: оркестровое сфумато, растворяющийся в пространстве гул литавр, прозрачные всплески арф, потоки струнной фактуры плавно перетекли у него из вступления "Весны" в Симфонию. А резкий ритмический пульс и дикий вихрь "Половецких плясок" вписался в  программу концерта по принципу контраста. Кроме того, на год позже Второй симфонии Рахманинова появилась хореографическая версия "Плясок" Михаила Фокина, открывшая этой музыке путь в Европу.

    И надо сказать, что оркестр и хор Большого театра звучали в этом репертуаре впечатляюще. С одной стороны - поразительная воздушность оркестрового звука у Сохиева, прозрачность деталей и тембровых колоритов, красота струнных, чистые соло деревянных и какая-то необычная светоносность всей оркестровой фактуры в рахманиновских партитурах. С другой - деликатная, не грубая контрастность в "Половецких плясках": от воздушных соло флейт, стремительного и легкого темпа в танце девушек, гибкой линии женского хора "Улетай на крыльях ветра" до ритмического напора общей пляски половцев, где оркестр сохранял удивительную для "дикого", варварского формата бородинской музыки мягкость звучания.

    В этом почерк Сохиева - избегать драматических крайностей и жесткой динамики, высветляя музыкальную фактуру и показывая ее в деталях

    В этом почерк Сохиева - избегать драматических крайностей и жесткой динамики, высветляя музыкальную фактуру и показывая ее в деталях. Так прозвучала у него и Вторая симфония Рахманинова - подробно, без нажима и излишней экспрессии, на которую провоцируют лирические красоты партитуры. Зато "бис" поразил почти шаманской энергией:     "Пляска скоморохов" из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка", промчавшаяся в бешеном темпе с каким-то вращающимся общим движением - блестящий образец оркестрового искусства.

    Навигатор

    В следующем сезоне  Большой театр в своем филармоническом абонементе (№26) представит две программы. В зале Чайковского прозвучат Первая симфония и Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Брамса (22 декабря), кантата "Александр Невский" и Пятая симфония Прокофьева (12 мая). Билеты на абонемент уже поступили в продажу.

    Поделиться