"Алита: Боевой ангел": эти чертовы глазища

В далеком киберпанковском будущем отважная бой-баба-робот мочит киборгов, попутно узнавая, кто она есть на самом деле. Так одним предложением описывается "Призрак в доспехах", и точно так же - другой фильм по манге-аниме, "Алита: Боевой ангел". Ох уж эти выдумщики.

На культовый бестселлер Юкито Кисиро Джеймс Кэмерон облизывался много лет. Пока наконец не собрал для его адаптации команду мечты: Роберт Родригес занял позицию режиссера, а ребята из компании Питера Джексона занялись спецэффектами. Но что-то явно пошло не так.

Спустя 300 лет после какой-то там войны, в середине XXVI века, доктор Идо, специалист по киберпротезированию и духовный потомок папы Карло, обнаруживает на свалке фрагмент девочки с почти человеческим, что бы это ни значило, мозгом и амнезией. Пришивает к нему искусственное девичье туловище, а также конечности, тоже искусственные, и нарекает свое творение Алитой. Девочка Алита, проснувшись, поглазев на себя в зеркало и покормив собачку шаурмой, тут же находит себе любовный интерес - смазливого юнца, который страсть как мечтает попасть в Залем.

Туда вообще много кто хочет попасть. Это что-то типа Элизиума из "Элизиума" Бломкампа или верхней части Метрополиса из "Метрополиса". Город, парящий над свалкой металлолома, в которой копошатся люди и киборги. Киборги и некиборги заняты в основном тем, что друг дружку убивают и разбирают на запчасти. При этом среди них встречаются так называемые воины-охотники, в чьи полномочия входят отлов и декапитация преступников. Когда же граждане захотят немного зрелищ, к их услугам соревнования по моторболу - то же, что и роллербол, но только с киборгами, - руководимые местным Карабасом-Барабасом.

Город металлолома - безусловно, место интересное, красочное. Но делать в нем, увы, особо нечего. В том смысле, что героине приходится самой искать на свой блестящий металлический зад приключения, тужась вспомнить, кто она и зачем, - и на это уходит буквально весь фильм.

Как известно, протагонист хорош настолько, насколько хорош антагонист. А антагониста-то и нет. Ни Карабас-Барабас, ни верзила с железными пальцами-щупальцами (в аниме его звали Гришка), ни обиженный гаденыш-меченосец, с которыми приходится сталкиваться Алите, на роль главного злодея не тянут, слишком мелкотравчатые они. При этом формально настоящий главный злодей в сценарии присутствует - его играет Эдвард Нортон, похожий на гибрид графа Олафа и Доктора Роботника, - и даже появляется в кадре на несколько секунд. Но с какой стати он, собственно, злодей, помимо того что почему-то смерти бедной девочке-ангелочку желает, не вполне очевидно. И это лишает девочку-ангелочка конкретной цели, а без конкретной цели нет и драмы.

Полноценный конфликт оформляется лишь в самом конце, и фактически весь этот "Боевой ангел" - одна большая предыстория-экспозиция, венчающаяся завязкой, после которой идут титры. С ног до головы клишированная, наполовину состоящая из мыльнооперных соплестраданий и постоянно вываливающая на зрителя бесполезную информацию. В чем там суть этой войны, которая 300 лет назад была? Да черт его знает. Кэмерон и компания просто взяли игру Gunnm: Martian Memory для первой Sony Playstation, перемешали ее в блендере со всеми томами манги сразу, обезжирив их содержание до соответствия приемлемому возрастному рейтингу, добавили 200 миллионов долларов и получившуюся субстанцию разложили по формочкам для подростковой фантастики.

К Роберту Родригесу и спецэффектам вопросов никаких. Киборговские руки, ноги и головы разлетаются яркими фейерверками не хуже, чем в "Мачете" - потому как если крови нет, то все позволено. Мощь, красота, гонки на выживание, детское ультранасилие в эстетически безупречных декорациях. Было бы совсем здорово, если бы еще не приходилось от этого великолепия так часто отвлекаться на всякую лабуду типа отношений Буратино женского пола с ее мужского пола Мальвиной.

Мальвина-кун ведет себя как довольно эгоистичный подлец: люблю не могу, но извини, в Залем надо. Буратино-тян - как типичная эмоционально неустойчивая старшеклассница, по уши втрескавшаяся в хулигана. Это же так логично - создать военную машину для убийств из эмоционально неустойчивой старшеклассницы. Ведь наличие функционирующих слезных желез - наиважнейшая характеристика военной машины для убийств. И глаза побольше - как в аниме. Но это уже претензия по другой части: почему у нее глаза большие, а у всех остальных нормальные? Видимо, для того, чтобы она выглядела, как будто ее украли из мультика Pixar.

Джеймс Кэмерон вообще никогда не давал повода называть себя большим оригиналом. Он из тех, кто оперирует уже готовыми идеями, мастеря из них что-то свое. То у Майкла Крайтона сюжет подрежет, то к Ридли Скотту примажется, а "Аватар" только ленивый во вторичности не обвинял. И тем не менее ему всегда удавалось поднимать планку. В итоге он задрал ее на такую высоту, что решил на вершине своего триумфа вздремнуть. И проспал десять лет. А проснувшись, не заметил, какой скачок за эти годы совершило массовое высокобюджетное кино, и на голубом глазу зачем-то стал пересказывать сказу про золотой ключик с киборгами. Не смутил его даже провал "Валериана и города тысячи планет", тоже крутого визуально, но никудышного в плане всего остального.

Назвать "Алиту" безнадежно плохим фильмом все же было бы неправильно. Иногда он способен радовать - на уровне впечатлений от богатой картинки и ураганных драк. В 2009-м это бы прокатило на ура. В 2019-м, когда только от Marvel в год выходит по четыре пестрых ленты, где такого добра навалом, это просто очередной блокбастер, неспособный предложить ничего особенного, кроме симпатичной графики. Вон Питер Джексон тот же недавно выкатил свои огромные города на колесах: постапокалипсис, свежий вроде бы сеттинг, Хьюго Уивинг. И где эти "Хроники хищных городов" теперь? Есть основания подозревать, что "Алита" окажется примерно там же. По крайней мере, должна, если есть на свете справедливость.

2.5