Минтранс предложил повысить штраф за остановку на обочине
Ведомство объясняет свою инициативу тем, что из-за "парковки" в неположенном месте на скоростных дорогах, где можно развивать скорость более 90 километров в час, происходят ДТП. Например, в конце августа прошлого года водитель фуры остановился на обочине трассы М-4 "Дон". И в него въехал автобус с пассажирами. Пострадали восемь человек. Движение на трассе было практически парализовано.
И это не единичный случай. По статистике, которую приводит минтранс в пояснительной записке к проекту поправок в Кодекс об административных правонарушениях, ДТП с участием машин, остановившихся на обочине, всегда имеют тяжкие последствия.
Количество погибших в дорожных авариях с наездом на стоящий автомобиль только на трассах "Автодора" составляет 15,2 процента от общего числа погибших на дорогах, которые находятся в управлении госкомпании. Чаще всего аварии происходили в темное время суток.
Статистика ДТП показывает, что на дорогах, где запрещено движение тихоходных транспортных средств, идет увеличение числа погибших из-за тех, кто решил отдохнуть на обочине. В 2018 году на дорогах "Автодора" в таких ДТП погибли 59 человек, а в 2017-м - 39 человек. Только с начала 2018 года по 19 сентября включительно на трассах, находящихся в доверительном управлении "Автодора" (М-1 "Беларусь", М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-11 "Москва - Санкт-Петербург", А-107 "ММК"), произошло 114 наездов на стоящие транспортные средства. Это четвертый из видов ДТП по количеству - после столкновений, наездов на дорожные сооружения и наездов на пешеходов.
Остановить рост числа таких аварий может увеличение денежного наказания за остановку в неположенном месте, считают в минтрансе.
В сентябре 2013 года размер административных штрафов за нарушение правил остановки и стоянки на дороге увеличили, это поубавило число желающих прокатиться по такой "резервной полосе" или припарковать машину на обочине. В следующем, 2014 году количество происшествий, связанных с наездом на стоящие у автотрасс транспортные средства, сократилось на 25 процентов, вспомнили в минтрансе. Кроме того, новое повышение штрафов позволит пополнить дорожные фонды различных уровней. Именно из них финансируется ремонт, строительство дорог.
Снижение числа ДТП является одной из основных целей национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". По проекту смертность в результате ДТП должна уменьшиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения, а к 2030 году приблизиться к нулевому уровню. Освобождать обочину требует и перспектива развития беспилотного транспорта. Для автомобиля, который сам едет по трассе, необходимы "маяки", позволяющие ему ориентироваться на местности. В случае если датчики будут загорожены, например, для беспилотного каравана из фур, это может привести к сбою в управлении движением и создаст большой риск возникновения аварий или заторов на автобане.
Опасная стоянка
Останавливаться на скоростной магистрали даже на обочине, особенно ночью, - это крайне опасное мероприятие. Так считают большинство экспертов. Даже короткая остановка на обочине МКАД может привести к трагическим последствиям. А что говорить о тех трассах, где максимальная скорость движения ограничена 130 км/ч?
Напомним не столь давнюю историю с известным автомобилистам членом общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петром Шкуматовым. Ночью в левом ряду на трассе М-4 вдруг возникла стоящая машина без аварийных сигналов, без выставленного заранее знака. А девушка-водитель этого автомобиля бродила вокруг в темной одежде. Шкуматов с трудом увернулся от удара по остановившемуся автомобилю, чудом не сбил девушку и в результате врезался в отбойник. Ситуацию спас один из умных водителей. Он поставил перед ее машиной свою, включил аварийку, чтобы предупредить тех, кто едет следом, и ушел за отбойник, чтобы не стать жертвой случайного ДТП.
Поэтому повышение ответственности на таких дорогах за остановку в том числе и на обочине имеет смысл. Тем более что, по словам сотрудников Госавтоинспекции, довольно часто на скоростных магистралях около отбойников бросают свои машины грибники, рыбаки и прочие граждане, охочие до красот природы.
Такие стихийные парковки возникают, например, вдоль М-9, то есть Новорижского шоссе в Подмосковье. На той же М-4 или М-2 таких проблем нет. Там помимо отбойников в лесистых местах поставлены еще и сетки, которые не дают диким животным выходить на дорогу.
Но стоит напомнить, что в данном случае документ предусмаривает увеличение штрафа за такую парковку. Статья была и ранее. Просто редко применялась.
От увеличения штрафа вряд ли изменится частота наложения взыскания. Ведь не будет инспектор ожидать на дороге, когда вернется из леса грибник за своей машиной.
Второй вопрос - в количестве мест, предусмотренных для остановок. Случилась беда с машиной: кончилось топливо, пробиты два колеса, двигатель хлебнул поддельного топлива. Что делать?
На платных трассах подъедет патруль и поможет. Его даже можно вызвать. А на других магистралях? Остается уповать только на собственное везение. Понятно, что если водитель сможет доказать необходимость остановки именно техническими проблемами, то сурового штрафа он избежит.
Но чтобы таких проблем вовсе не возникало, необходимо обустраивать площадки для остановки машин. Причем довольно частые.
Это стоит больших денег. Но без них водители по прежнему будут врезаться в случайно остановленные на обочине машины. И высокий штраф - это не решение проблемы. Решение в самой организации движения на таких магистралях.