Эксперты: Родительский самосуд в Приморье можно было предотвратить

Не утихает скандал в Приморье, где отец одноклассницы окунул ученика головой в унитаз. Как на этой ситуацию смотрят психологи - специалисты по отклонениям в поведении? Можно ли было эту ситуацию предотвратить?

- "Да, можно было, - говорит доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ Наталья Богданович. - По имеющийся у нас информации, у подростка, который сейчас выступает как потерпевший, на протяжении длительного времени отмечались поведенческие трудности. Но остается непонятно, проводилась ли с ним какая-то содержательная работа. Девиантное поведение - сложная проблема. Особого внимания требует раннее проблемное поведение, которое может начать проявляться в возрасте до 12 лет. А иногда - и с позднего дошкольного возраста. Есть признаки, по которым можно понять, с чем мы имеем дело, какую помощь нужно оказать такому ребенку. Нарушения правил, школьные прогулы, частые случаи обмана, побеги из дома, чрезмерное упрямство, открытое непослушание, обидчивость, гневливость и так далее… Если все это начинается в возрасте от 5 до 8 лет, причем проявляется постоянно, а не эпизодически, это может служить неким "маркером".

По словам специалиста, есть две формы такого раннего проблемного поведения. Первая - оппозиционность (чрезмерное упрямство, открытое непослушание и неповиновение, вспыльчивость, обидчивость, склонность к частым спорам, выражение гнева, пренебрежение другими, действия, досаждающие другим). Вторая - форма нарушения статуса (сквернословие, нарушения правил, школьные прогулы или отказ от обучения, сочетающиеся с академической неуспешностью, частые случаи обмана, побеги из дома, отсутствие дома по ночам,бродяжничество, попрошайничество).

"Такие проявления, начавшиеся особенно до подросткового возраста, нуждаются в своевременной комплексной психолого-медико-социальной помощи. Иногда раннее проблемное поведение может трансформироваться, например, в агрессивное поведение, которое типично для детей и подростков. Часто оно говорит о трудностях, с которыми сталкиваются ребята. Оно может проявляться в виде физического (драки, удары, толчки) или психического насилия (оскорбления, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы). Может проявляться в интернете, - говорит доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт. - Поэтому важно в каждом учреждении выстраивать систему профилактики. Должны быть налажены связи между специалистами как внутри школы (классный руководитель, социальный педагог, психолог, администрация), так и межведомственное взаимодействие (с комиссией по делам несовершеннолетних, с органами опеки и другими). Девиантное поведение предполагает комплексную работу специалистов, разработку индивидуальной программы помощи. И, конечно, важно помнить, что помощь нужна не только ученикам и учителям, но и родителям. Если они высказывают какую-то озабоченность или тревогу, то это уже повод для того, чтобы специалисты начали работу".

По словам психологов, именно учитель может первым заметить, что ребенку нужна помощь. Но каждый вид девиантного поведения (рискованное, суицидальное зависимое, агрессивное и другие) имеет свои признаки.

"И тут мощным подспорьем станет Навигатор профилактики отклоняющегося поведения, разработанный нашим университетом по запросу Министерства образования и науки (сегодня - Министерства просвещения). Он создан специально для педагогов. Из него можно узнать не только то, какие виды девиантного поведения существуют, но и конкретные признаки, и самое главное - что делать в том или ином случае, как помочь ребенку и семье. Составлен простой и понятный список конкретных шагов для учителя, - говорит Наталья Богданович. - В памятках акцент поставлен на ранней профилактике, адресной помощи и комплексной работе команды специалистов. Более 8 лет назад факультет юридической психологии МГППУ вместе с Московским университетом МВД принимал участие в разработке ФГОС "Педагогика и психология девиантного поведения". И с тех пор мы, а также еще 22 гражданских ВУЗа страны (помимо ведомственных) готовят таких специалистов. Важно, чтобы в образовательных организациях работали специалисты разных направлений: педагогические, социальные, клинические, юридические психологи (в том числе специалисты в области педагогики и психологии девиантного поведения), психологи-консультанты".

"Это как с поликлиникой, - отмечает Варвара Делибалт, - каждый врач занимается лечением конкретных заболеваний, при этом никому в голову не придет требовать от офтальмолога лечить болезни желудка, а от гастроэнтеролога - болезни глаз. В этом смысле в школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы, в которых, например, педагогический психолог занимается проблемами учебной деятельности, а юридический психолог или специалист в области педагогики и психологии девиантного поведения - помогает группам риска. Сейчас часто в школе работает один психолог, а его нагрузка очень высокая. Ситуацию необходимо менять".